Вечерний Северодвинск
Номер от 20 января 2004 г.

Осетринка под акцизной маркой
Телевизор - украшение праздничного стола, с этим уже никто не спорит. Но есть блюда более съедобные, чем те, которыми нас потчуют телеканалы.

Есть и обязательный праздничный продуктовый набор, претерпевший с годами изменения, но в основе своей неизменный. Непременный атрибут - баночка икры. Чаще красной. Особый шик - черной.

Замученная предновогодними хлопотами знакомая северодвинка упросила мужа пройтись по магазинам, и не абы как, а целенаправленно, со списком, ею преду-смотрительно составленным. Муженек вернулся не скоро, но довольный и с пивом. А что, имел право: на баночке с красной икоркой прилично сэкономил.

Дама подивилась мужниной рачительности, но тут появился сын-оболтус, прочитал вслух этикетку на красивой банке и настроение отцу испортил. Сразу стало ясно, что к любимому всей семьей деликатесу этот аппетитный с виду продукт никакого отношения не имеет. Жена, естественно, тут же сказала супругу все, что полагается в таких случаях. Супруг ответил. И если бы не скорый приход гостей, неизвестно, чем бы все закончилось. Но делать нечего, бутерброды с икрой, этакий заключительный штрих, появились на новогоднем столе.

И что бы вы думали, пронесло! Вся псевдоикра была съедена родственниками и друзьями, и никто из них ничего не заподозрил, по крайней мере, вслух ничего не сказал. Но осадок-то остался. Зато теперь в этой семье все знают, на икре нельзя сэкономить, и надеются, что придет время, когда ее, родимую, они будут есть по настроению, а не по большим праздникам.

И кто ж из нас мог предположить, что когда-нибудь эта самая икорка окажется приравненной к табаку и алкоголю. Не в смысле вреда здоровью, ни боже мой! Просто наше с вами правительство всерьез рассуждает, как было бы хорошо каждую баночку снабдить специальной марочкой и таким нехитрым образом покончить с подпольем и браконьерством. Осетринку, которую многие до сих пор еще не попробовали, тоже без акцизной марки запретят продавать. Как эту самую марку на рыбу лепить, еще не решили, а вот кто будет этим заниматься, уже известно - Госкомрыболовство России, поминаемое часто, причем с использованием всего богатства и разнообразия русского языка, всеми, кто хоть как-то связан с рыбным промыслом. Охрана осетровых и других ценных пород рыб - дело святое, но вряд ли чиновники с помощью лицензирования и акцизов наведут порядок в одной из самых темных отраслей экономики - рыбном хозяйстве.

Думаю, в том, что акцизная марка поднимет и без того не маленькую цену на икру и рыбу, убеждать никого не надо. А кто докажет, что с помощью этих наклеек государству удастся контролировать добычу и продажу рыбных деликатесов? Действительно, благодаря акцизным сборам на табак и алкоголь пополняется казна. Но всем ясно: акцизные марки, вместо того чтобы уменьшать объемы левой водки и контрабандных сигарет, на самом деле примитивно, из года в год увеличивают стоимость товара, на котором они красуются.

Полина ВАСИЛЬЕВА