Вечерний Северодвинск
Номер от 15 января 2004 г.

Станет ли Север крайним?
О судьбе «северных» льгот рассказывает сенатор Юрий Сивков

Вот уже более полугода общественное мнение лихорадят сообщения о том, что Москва решила вплотную заняться северными надбавками. В правительстве под началом заместителя министра экономического развития и торговли Мухамеда Циканова создана рабочая группа, которая в поте лица трудится над новой концепцией районирования северных территорий.

- К онцепция эта в основном сводится к одному: Севера должно стать меньше. Правительственные чиновники утверждают, что слишком много территорий и регионов пользуются надбавками и коэффициентами необоснованно, - рассказывает принявший участие в рассмотрении этого вопроса член Совета Федерации от Архангельской области Юрий Сивков. - При этом принцип районирования Минэкономразвития выбирает единственный - законодательно закрепить за регионами статус северных зон по географическому принципу. На заседании рабочей группы из уст Мухамеда Циканова я услышал, что при разработке методики учитывались лишь природно-климатические факторы. За основу, по сути, брались такие критерии, как средняя температура, толщина снежного покрова, уровень паводков.

- Как, исходя из таких подходов, будут выглядеть на северной карте Северодвинск и Архангельск?

- У нас в зону с неблагоприятными погодными условиями или, как говорят специалисты, в зону дискомфорта попадают только две территории - Мезенский и Лешуконский районы. А всего, по мнению Минэкономразвития, из 41 региона страны, которые пользуются северными льготами, только 28 по своим природно-климатическим условиям могут быть отнесены к Крайнему Северу. Так, на карте, которая была предложена участникам заседания, даже Мурманскую область «разрезали» на две части, и южная часть может утратить имеющийся сейчас северный статус.

- Какие же цели преследует правительственный проект?

- Правительство выдвигает один мотив, почему необходимо принимать это решение: дескать, в результате сокращения числа северных территорий бюджеты всех уровней сэкономят порядка 60-65 миллиардов рублей. То есть бюджетные выплаты северянам уменьшатся примерно на треть. Таким образом, подход целиком фискальный: мол, Север для государства - это обуза. И при этом вовсе не берется в расчет, что в северных недрах сосредоточено почти 80 % всех запасов полезных ископаемых страны, что здесь сегодня добывается более 90 % всего российского газа, столько же никеля, 80 % нефти, почти все золото, алмазы. По сути, на северных ресурсах держится вся экономика России. И принятие законопроекта, предлагаемого группой Циканова, на мой взгляд, может серьезно усложнить задачу удвоения к 2010 году валового внутреннего продукта, которую поставил президент. А самое главное - усложнит жизнь миллионов северян. И прежде всего бюджетников - учителей, врачей, работников культуры, которые даже сегодня, получая северные надбавки, еле сводят концы с концами.

- С позицией правительства и Минэкономразвития все понятно. Ну, а высказываются ли участниками рабочей группы иные взгляды?

- Наш комитет в Совете Федерации, который занимается проблемами Севера, убежден: так называемая нерентабельность наших регионов - это выдумки людей, которые берут голые цифры и не задумываются над ними. Необходимо, и я отстаиваю эту позицию, не коэффициентами сегодня жонглировать, а принимать концепцию государственной политики в отношении северных территорий. Повышенные по объективным причинам издержки производства и затраты на жизнеобеспечение людей в условиях Севера должны учитываться в размерах налоговых ставок, в нормативах распределения федеральных налогов.

Уверен, руководители Минэкономразвития хорошо знают, что в тех же Соединенных Штатах Америки уровень налогов для жителей Аляски и действующих там корпораций значительно ниже, чем в среднем по США. В Канаде фирмы, идущие работать на север страны, получают значительные льготы. Такие же подходы у наших соседей в Финляндии. Правительства этих стран не жалеют денег для освоения северных территорий, потому что умеют считать эти самые деньги. Так что речь надо вести не о «сокращении», не о «закрытии» Севера, а об обеспечении людям, живущим здесь, такого уровня зарплаты и комфорта, которые не только сглаживали бы дискомфорт экстремальных условий, но и способствовали бы развитию экономики северных территорий, а значит, и всей Российской Федерации.

- Удается ли отстоять такие подходы, Юрий Сергеевич?

- Когда я первый раз участвовал в заседании рабочей группы, атмосфера ее, тон разговора, скажу честно, неприятно задели. Выступает, например, представитель Госкомгидромета, высказывает какие-то сомнения. Заместитель министра резко его одергивает: мол, ты что, против правительственной концепции... Пришлось напомнить, что мы пришли не для того, чтобы проштамповать сформированное мнение, а чтобы искать и найти наиболее правильное решение.

Думаю, что вместе с учеными Архангельского научного центра Уральского отделения Академии наук, которых мы привлекли для консультаций, удалось вывести обсуждение из колеи упрощенных подходов: при разработке методики районирования северных территорий мы предложили учитывать не только природно-климатические, но и медико-биологические факторы. Но даже опираясь лишь на первые, следует брать всю гамму критериев: разве можно, например, сбрасывать со счета среднесуточные колебания атмосферного давления, перепады которого в северных регионах, безусловно, гораздо серьезнее сказываются на здоровье и жизнедеятельности людей?!

Мы считаем, что необходимо провести комплексное исследование условий проживания человека на территории всей страны, включая медико-биологические и многие иные, в том числе и социально-экономические, факторы. Членов рабочей группы удалось убедить в том, что это единственно правильный подход. Безусловно, это большая работа, требующая и времени, и сил. Но, уверен, с маху, пользуясь упрощенной методикой, принимать важнейший для миллионов людей закон нельзя. Эту позицию мы отстаиваем и будем отстаивать в правительстве. В борьбе за экономию бюджетных расходов северяне не должны стать крайними.

Записал Андрей МАСЛЕННИКОВ