Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Вторник, 23 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 12 января 2004 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 12 января 2004 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

Страна немых - несчастная страна

Версия для печатиОтправить статью другу
Диалог корреспондента с редактором газеты

Это первый мой публичный разговор с председателем Союза журналистов Архангельской области редактором «Вечернего Северодвинска» Вячеславом Белоусовым. Диалог не претендует на открытие, просто накануне нашего профессионального праздника редактор предложил порассуждать о роли и месте журналистики в обществе. А я пообещала не со всем соглашаться.

Пиар во время чумы

- Вячеслав Васильевич, однажды вы сказали, а я запомнила: «В журналистике становится все больше женщин...»

- Это не я сказал, а статистика.

- Но вы добавили: «К сожалению...»

- Оговорился. Да, журналистика - профессия, требующая мужских качеств. Но я убежден, что в ней, как и в политике, нужны женщины, они делают ее мягче, лиричнее. Слишком много в России мужского начала, слишком много озлобленности. Недавняя предвыборная кампания это тоже доказала, все видели, что мужчины-кандидаты порой просто не могли вести нормальную дискуссию: либо истерики, либо мордобитие вместо аргументов.

- Ну хорошо, некоторые кандидаты вели себя плохо. Но и не без помощи наших коллег. Ведь в глазах нынешних зрителей, читателей «пиарщик» и «журналист» - одно и то же.

- В их глазах - да. Хотя первые выпили за кончину своей профессии еще года три назад. Это не я сказал, а Сергей Лисовский - один из основателей нынешней пиарщины. Но местная власть до сих пор убеждена, что только столичный пиар может обеспечить ей успех на выборах. Возможно, она не знает, что заезжие пиарщики идут к нам за консультациями, а затем прибегают к помощи местных журналистов. Впрочем, я бы не хотел останавливаться на этой теме.

Как преодолеть пресс-редуты?

- Депутаты определяют политику, но каждый день мы сталкиваемся с жизнью, а ее чаще «делают» чиновники.

- Да, бывший министр печати Михаил Федотов сказал недавно, что управляемая демократия - это не что иное, как неуправляемая обществом бюрократия. Действительно, в стране вновь возродился класс бюрократии, агрессивно-послушного чиновника. Перед народом он агрессивен, перед начальством - благолепен.

- А перед журналистом - неприступен. У меня, правда, всего один яркий пример, но незабываемый. Один из работников нашей мэрии, вместо того чтобы ответить на простой вопрос, послал меня в пресс-службу. Мол, задайте свой вопрос сначала ее работникам, они спросят у меня, я им отвечу, ну а они вам передадут. Если бы не было так грустно, можно было бы посмеяться. Как журналисту прорваться сквозь эти заградительные пресс-редуты?

- Использовать свои законные права. Мы еще не научились или ленимся себя защищать. Нам отказали - мы смирились. А надо напомнить чиновнику, даже с помощью суда, что есть статья Закона «О СМИ», требующая предоставлять информацию в течение семи дней. И есть статья 144 в Уголовном кодексе о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Кстати, наказание за это предусматривается до трех лет лишения свободы. Мы - работники, призванные обществом, а не выскочки из подворотни с диктофонами и микрофонами. Закон обязывает нас искать, запрашивать, получать информацию, а чиновника - отвечать нам и гражданам, на содержании которых он находится.

- А на практике вместо ответа иногда по зубам бьют. Раз, другой... И инстинкт самосохранения, более естественный, кстати, чем привычка лезть на рожон, начинает верх брать...

- Может, скажу спорное, но, на мой взгляд, не нужно в нашей профессии всегда быть бойцами. Время-то мирное. Нужны мирные разрешения споров, основанные на законе. Если кто-то, даже условно, как вы сказали, дал журналисту по зубам, то у него наступает ответственность по статье 58 Закона «О СМИ». У меня среди друзей очень много юристов. И они любят повторять: в работе надо руководствоваться не эмоциями, а статьями законов.

- Уважаю задиристых коллег. Только бывает обидно за профессию, когда за смелостью непрофессионализм выглядывает. Уверенность, что для успеха у читателя нужно просто крепче выражаться, крепче ругать власть. Любую. При этом не заботясь об аргументах.

- Да, в девяностые годы щелкать по носу коллеги могли кого угодно. Смешно было читать районную прессу, которая громила со страшной силой Ельцина, но главу администрации не смела трогать. «Трогать» можно и надо, но при одном условии: думать о том, что, если дело будет доведено до суда, сможешь доказать правоту каждой строчки. Это и есть профессионализм. Правда, если суд будет не Басманный.

Да здравствует цензура?!

- Страх ответственности рождает самоцензуру. По-моему, она опаснее для свободы слова, чем любые происки власти.

- А по-моему, стесняться этого нельзя. Самоцензура - это баланс смелости, знания и совести. Все мы через это проходим: на кухне говорим одно, но, выходя на трибуну, сами редактируем свои речи, готовясь отвечать за них. И в журналистике сегодня сужается поле непрофессиональной работы, от нее требуют аргументированности и точности. После статей известного публициста Анатолия Аграновского закрывались ненужные министерства, заводы - такова была сила аргументов и фактов в его статьях.

- Средства массовой информации часто называют четвертой властью. На мой взгляд - нам льстят. Или, может быть, мы сами не дотягиваем до такого почетного звания?

- Пусть в этом признаются все ветви власти. Властвовать научились, а отвечать за свои дела? Как это ни пафосно звучит, только народ с помощью средств массовой информации может корректировать курс власти и помогать ей строить нормальную страну. Если власть любого уровня будет стоять в оппозиции к голосу правды - жди беды.

- Вы говорите: народ с нашей помощью. А нужно ли это сегодня народу? По данным недавнего опроса общественного мнения, более половины ответивших читателей и зрителей считают свободу слова чуть ли не вредной. Да зачем спрашивать, можно просто включить телевизор и пощелкать кнопками в поисках правды. Пожалуй, найти можно только одного Караулова с его «разоблачениями» на дальнем канале. И все! Остальное - развлекаловка в разных видах. И трудно понять: то ли это на нас действуют таким успокаивающим образом, то ли под вкус народа подстраиваются.

- По-моему, обоюдный процесс. Да, действуют технологии, призванные отвлекать нас от реальной жизни. Дескать, политика, экономика, проблемы ЖКХ - не ваша забота. Смейтесь над проблемами полов, прокладок и перхоти...

- И среди газет Архангельской области общественно-политических раз-два и обчелся.

- Нет, их десятки. Но кто станет утверждать, что северянам нужны только такие издания? Например, уже минимум лет семь лидерами подписки в области являются «Дачная» и «Завалинка». А в каждом районе - своя «районка». Это реалии, читатель сам голосует за те газеты, которые ему нужны. Прикажете заменить их только общественно-политическими?

- Очень много появилось рекламных изданий, называющих себя газетами. Выгребаешь их из почтового ящика как мусор.

- Есть простой критерий: настоящая газета - та, которую содержит читатель и рекламодатель, хотя есть и исключения. Остальное - суррогат, изделие, иногда очень красивое, похожее на настоящее, но созданное не для читателя, а в чьих-то интересах.

- А читатель между тем охотно платит за прессу, которая с гордостью называет себя «скандальной».

- Недавно ко мне пришла журналистка из подобного издания, просилась на работу. И на вопрос, что не нравится в своей газете, рассказала, как редактор, отправляя ее на какое-нибудь заседание, дает наказ: «Не слушай, о чем говорят, а внимательно смотри, не выглянут ли трусики из-под платья какой-то высокопоставленной дамы, не слишком ли жарко два чиновника целуют друг друга...». Тот, кому нравится такая работа, пусть выбирает ее. Только это уже не журналистика.

Обращение к генеральному прокурору

- Так есть ли все-таки в стране свобода слова?

- Скажу банальное: все познается в сравнении. Я очень много езжу по России. Как правило, общаюсь с коллегами - журналистами. Где-то ситуация лучше, где-то хуже... Конечно, налицо, что власть любого уровня стремится стреножить прессу, создать свою, придворную, лояльную ко всем её действиям. Не избежала этого и наша власть. Но там, где журналисты, защищаясь, использовали не только основное свое оружие - разум, страницы газет - но и закон - они побеждали. Это «Красноярский рабочий» во главе с Владимиром Павловским, «Челябинский рабочий» с Борисом Киршиным. Эти газеты местная власть вновь пыталась сделать подведомственными - не удалось. У Павловского был при этом мощнейший оппонент - покойный Александр Лебедь. Но и не менее мощный помощник - Союз журналистов России. Кстати, эти редакторы и я входим в совет директоров Ассоциации региональных издателей и координируем свои действия.

- В таких случаях принято говорить: исключения, подтверждающие правило. Согласитесь, больше примеров, когда журналистов или издания загоняют в стойло.

- У меня нет такой статистики, но, возможно, вы правы. Все больше вижу журналистов и редакторов с потухшими взглядами: дескать, плетью обуха не перешибешь. Значит, тем более важны даже единичные прорывы, победы. Вот, скажем, был снят из программы «Намедни» сюжет об авторе нашумевших «Баек кремлевского диггера» Елене Трегубовой. Снял его из программы телевизионный директор. А по закону нет у него такого права, только главный редактор Леонид Парфенов наделен им. В связи с этим секретарь Союза журналистов России доктор юридических наук Михаил Федотов обратился к генеральному прокурору В. Устинову. Посмотрим, чем закончится дело. Но прецедент тоже важен.

- Но это примеры из других областей и властей. А у нас?

- Много выигранных дел у журналистки Ольги Третьяковой, кстати, не случайно она сейчас заведует отделением журналистики Поморского университета, является ответственным секретарем Союза журналистов области, лауреат, как и вы, премии Союза журналистов России. Все знают, что есть у нас такой настырный редактор Владимир Судавный. Он четко знает свои права и отстаивает их на практике. Известна своими нередко ершистыми статьями Светлана Лойченко - в недавнем прошлом заместитель редактора «Правды Севера», а ныне главный редактор «Правды Северо-Запада». Раиса Евглевская из «Северного рабочего» в прошлом году опубликовала серию статей под условным названием «Криминальный Северодвинск». За что ей сегодня будет вручена главная награда Союза журналистов области - «Золотое перо». Список продолжить?

Средства «гражданской обороны»

- Вот и давайте ограничим географию вопроса о свободе слова Архангельской областью.

- На недавнем «круглом столе», организованном Союзом журналистов, один из коллег спросил меня об этом. Знаете, что удивительно: ответ ему был не нужен, он читался в его глазах - свободы у нас в области нет и не будет.

- Но ведь правда: табу в нашей работе действительно много. Не написанных на бумаге и не сказанных вслух. А еще кто-то боится, заранее представляя последствия, кому-то надоело об острые темы «укалываться», для кого-то дружба с властью ценнее всех профессиональных наград за смелость.

- Это другое, касающееся личностных качеств каждого журналиста, редактора. Давайте исходить из реалий. В области не закрыто, не отнято ни одно из изданий. Практически все районные и городские газеты, которые в наше время стали элементами «гражданской обороны», существуют еще и потому, что им оказывает поддержку областная администрация. Солидные деньги ею были выделены на модернизацию полиграфического оборудования. Нынешней администрации досталось очень много тяжелых проблем: «социалка», «оборонка», лесопромышленный комплекс... На этом фоне газетные заботы могли считаться третьестепенными. Однако деньги на переоборудование губернатор Ефремов нашел, и вложения эти позволяют всем «районкам» сегодня выживать. А такие, как «Двинская правда», «Онега», «Вельские вести» уже приближаются к рентабельности. Очень точно определилась власть с выбором, когда назначила начальником управления печати Людмилу Снежко, журналиста по духу и призванию. То, что сделано в годы ее руководства, можно назвать эталоном государственного отношения к делу. Поэтому я не верю, что все это делалось с целью купить лояльность. Давайте не будем забывать о том, что газета - это и рабочие места для наших коллег, судьбы их семей, читателей.

- И все же финансирование из областного кошелька можно посчитать оплатой того самого «бесплатного сыра в мышеловке», заказом «музыки»...

- Если вы имеете в виду «районки», то эти деньги администрация области не в виде подачек дает, а по закону, как один из соучредителей. Она обязана это делать. А кроме районных газет есть «Правда Севера», стремящаяся объективно смотреть на происходящее вокруг и сама зарабатывающая себе на жизнь. Появилась «Правда Северо-Запада». У нее тоже своя, не всегда совпадающая с «административной», позиция. Наконец, есть газеты «Жизнь», «Независимое обозрение», телевидение Северодвинска, «Северный рабочий», «Вечерний Северодвинск», структура «Югинформ». Кстати, все это частные издания. А у журналистов, жителей области есть возможность при отказе в одном издании опубликовать свой острый материал в другом. Согласитесь, в советское время это было практически невозможно - везде сидел цензор.

Журналистов убивать нельзя!

- Закрыть «неудобную» газету - это слишком шумно. А тихо, в высоком кабинете воздействовать на «неправильного» редактора наверняка пытались не раз.

- У администрации области, действительно, появлялось иногда желание снять того или иного редактора, предположим, «неправильно» освещавшего предвыборную кампанию. Но она воспринимает серьезные аргументы. Хороший журналист, редактор - это личность, не будет их, возможно, не будет и добротной газеты. Так что свобода слова в Архангельской области есть. У автомобилиста тоже есть свобода передвижения, но есть и правила ГИБДД, законы. Цена свободы слова высока, идеализировать ситуацию нельзя. До недавнего времени мы гордились, что у нас нет посягательств на жизнь журналистов. Теперь с горечью признаем: и у нас избивают редакторов. И видим, что власть относится к этому достаточно привычно. Дескать, многих избивают, почему к журналистам должно быть особое отношение?

- А действительно, почему? Не преувеличиваем ли мы собственную значимость, имея возможность громко об этом заявить? Ведь об избитом в темном переулке прохожем, об изнасилованной подонками девушке пишем короткой строкой, не делая никаких выводов. А каждое нападение на коллегу приравниваем к посягательству на свободу слова. И в результате трагедия иногда начинает походить на фарс.

- Хотите сказать, что злоупотребляем своим положением? Нет, по этому поводу нужно бить тревогу. За последние годы журналистика в России стала одной из опаснейших профессий, лимит убийств уже исчерпан. Больше убивают только солдат и, возможно, милиционеров. Это тоже огромная трагедия, но защищать наши жизни - их долг. Помните фразу героя

фильма «Антикиллер»:

«Милиционеров убивать нельзя!». Такая же заповедь должна быть и по отношению к представителям нашей профессии. Журналист - социальный доктор. Избивать и убивать тех, кто пытается лечить общество правдой, - значит увеличивать размер смертельных метастазов. Хочу вновь процитировать Закон «О СМИ» : «Государство гарантирует журналисту... защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг».

Не предать себя и читателя

- И все-таки большинство коллег, ушедших в мир иной до обидного рано, пострадали не от воли заказчиков и рук исполнителей, а от бесконечных стрессов - спутников любимой работы.

- Конечно, перегрузки огромные, ежедневные: нужно успеть написать, не наврать, не предать себя и читателя.

- Пожалуй, читатель может подумать: жалуются! И справедливо скажет: не нравится - уходите. В дворники, санитарки или чиновники.

- Уходили. И в дворники, и в санитарки. И возвращались. Блистательный Виктор Фридман, работая в обладминистрации, мечтал вернуться в журналистику и вернулся. Вениамин Тунгусов, Евгений Удалкин, Алексей Гундоров немного в пресс-службах проработали. Скорее всего, остаются возле власти те, кто так и не узнал вкус профессии или исписался. Такое бывает. И за это не осуждают. Каждый вправе выбирать свою судьбу и профессию.

- Я тоже не видела разочаровавшихся в профессии журналистов. Уставших - да, не верящих в то, что пользу пером можно сделать, тоже. А вы не устали в это верить?

- Сейчас мы говорим, что Россия на пути построения гражданского общества. Если это не игра, а действительно так, то журналистика - необходимый инструмент процесса. А доказательство того, что мы нужны людям, - огромные пачки писем на редакторских столах. Читатели верят в нас и верят, что мы им поможем. Страна немых - несчастная страна. Только мы можем сделать страну говорящей, слышащей, в которой люди понимают друг друга.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   «Се-вер»! Мо-лод-цы!  |  На «Российском Олимпе»  |
Культура   В вечернем Северодвинске  |  Взгляд назад и - на Никольского  |  Очарованье в «Елене»  |  «Беломорье»: не девчонки, а картинки  |  Руками трогать… разрешается  |  «Знаем, как народ поднимать»  |  Как прекрасен этот мир!  |  Курили дети с Дедом Морозом  |
Происшествия   Хроника 03  |  Черная полоса  |  Ограбили детей  |
Слова благодарности   С Днем российской печати!  |
Экономика   Cеверянам стало жить лучше  |
Общество   Спроси - не поленись  |  Наши физики и «лирики»  |  На техосмотр? Звони, записывайся  |  Эхо родного города  |  Аванс на двоих  |  Не кухня - дворец!  |  Жизнь на виду  |  Анатолий ЕФРЕМОВ: «Северодвинску мы придаем особое значение»  |  Перед эпидемией закрыли двери. Школьные  |  Страна немых - несчастная страна  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2004
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com