Вечерний Северодвинск
Номер от 18 декабря 2003 г.

Мамочка много места не занимает
Три сына, дочка и двенадцать метров в «малосемейке»

Диспозиция такая. Двойняшки Настя и Игорек - им по полтора - спят «валетом» в детской кроватке, младший Дима (полгодика) - в «зимней» прогулочной коляске, ну а старший, Вадик (два года и три месяца), - с родителями на софе. Так Малушковы обычно укладываются и укладывают своих четверых ребятишек. Хотя что значит «обычно»? Ежедневно.

Софа в их двенадцатиметровой комнате «малосемейки» на Макаренко, 5, занимает треть всего, если можно так выразиться, пространства. Еще треть - стол, кроватка и пара шкафов. Для того чтобы разгуляться, Малушковым-маленьким остается несколько квадратов жилой площади. Это если папа на работе. А мама... Мамочка много места не занимает! То она на кухне, то стирает, то имущество нехитрое охраняет. (Недавно кто-то спер полпачки стирального порошка из общей прихожей. Существенный урон для молодой семьи). И вообще, очень мама Аня у малышни миниатюрная. Двадцать два года, а смотрится восемнадцатилетней девочкой. Еще один повод для неподдельного удивления. Помните, была раньше фраза-клише: удивительное, мол, рядом. Так оно и сейчас недалеко.

Всех четверых своих ребят Аня и Алексей родили за три последних года. В любви, гражданском браке и по обоюдному согласию. В то время как средние, двойняшки Игорек и Настя, почивали в мамином животике, родные уже пребывали в шоке. Видано ли по нынешним временам - такие молодые, и трое детей! А когда четвертый, Димка, в перспективе замаячил... Собрались молодые родители на семейный совет, поохали, поразмышляли и решили: аборту - нет! будем жить вшестером. Бог дал, так пусть еще одно милое существо ножками землю топчет, не жалко. Безумно тяжело и очень тесно, зато без греха на душе.

Тяжело и тесно. Это, надеются Малушковы, явление временное. И надежды свои возлагают в первую очередь на город, в котором живут, и на «Звездочку», где работает папа. Что говорить, у школьной уборщицы и заводского рабочего нет денег, чтобы купить отдельную квартиру, нет обеспеченных родственников, которые помогли бы с квадратными метрами (мама Ани живет тут же, в соседней комнатке). Чтобы можно было раз и навсегда забыть общую ванную, где купать детей нельзя, потому что один из соседей больной и можно заразиться. Общую кухню, где по принципу нормального семейного уклада должна «колдовать» только одна хозяйка. И не менее общий коридор, где иногда воруют порошок, зато есть где «разгуляться» постиранным детским пеленкам-распашонкам и колготкам.

А еще есть у Малушковых Вадик, Настя, Игорек и Димка, нежные семейные отношения, стоическое восприятие действительности и городская очередь на жилье с двенадцатитысячным номером. Если кто-то скажет, что пресловутые «квадратные метры» - это их личная проблема, рожать-де никто не заставлял, сами знали, на что шли, - так это, на мой субъективный взгляд, лицемерие неоправданное и позавчерашнего дня пафос. Потому как рано или поздно, но настанет время, и родина наша потребует от сегодняшних мальцов отдать ей воинский долг. Или заплатить налоги, или употребить во благо свои знания, умения и навыки, или... Да мало ли что может потребоваться? Но дело даже не в этом...

Я беру на руки шестимесячного Димку. Не смогла отказать себе в этом удовольствии. Приятный, симпатичный парень, рыжик, улыбчивый такой, жизнерадостный. Клубочек, излучающий тепло. Любая женщина, держащая такой вот теплый клубочек, думает только об одном - о том, как ей повезло и какое это счастье - держать его на своих руках. Думаете, этого мало? Уверена - это всё. Аня очень счастливая. Ей можно позавидовать. Она в свои двадцать два - мама четверых таких «комочков». В общем, отрожала не только за себя, но и за нас, осторожных, обеспеченных и в будущее пристально смотрящих. Есть о чем подумать.

Ольга СОЛОВЬЕВА