Вечерний Северодвинск
Номер от 18 декабря 2003 г.

Выбираем, выбираем... А когда же выберемся?
На этих выборах мне не повезло. Мой голос не помог ни партии, за которую я голосовала, ни кандидату, которого я хотела бы видеть в Госдуме.

Провал партии - обидно, но более или менее понятно: где ей тягаться с тяжеловесным ЕдРом. Вот только успех ЛДПР и «Родины» настораживает и уверенности в завтрашнем дне не добавляет. А вот по поводу одномандатника (ну до чего же дурацкое слово) до сих пор не покидает предчувствие, что, как не было у нас депутата в Госдуме, так и не будет.

Кандидатов в нашем округе набралось достаточно, но всем было ясно: либо Румянцева, либо Крупчак. Гуськов, при всем своем боевом прошлом, серьезной конкуренции составить уже не мог, ушел его бронепоезд, правда, какую-то часть голосов этот кандидат оттянул, как принято сейчас выражаться, у той же Румянцевой. Остальных участников предвыборной гонки в расчет можно было не брать. Кто-то, как живописный Древарх Просветленный (надеюсь, ничего не напутала) или неприкаянный Владимиров, посамоутверждавшись, сошел с дистанции. Другие ни шатко ни валко дошли до финиша, собрав свои сотые. Были и такие, кто выполнял роль золотаря наоборот (это когда не выгребаешь дерьмо, а разбрасываешь его адресно) и, получив вознаграждение за добросовестно выполненную работу, вернулся к прежней жизни добропорядочного обывателя.

Не вписывался в расклад только варяг Дробашенко. Шансов выиграть у него не было изначально, однако кампанию свою он вел с размахом. И вдруг внезапно снял свою кандидатуру, призвав голосовать за «Единую Россию» (это при том, что г-н Дробашенко входил в федеральный список блока «Родина»). Складывалось такое впечатление, что пресловутый мандат одномандатника нужен этому господину, как козе баян, что выборы для него не цель, а средство провести в регионе разведку боем. Зачем? Да затем, чтобы «Базовый элемент» входил в регион не вслепую, а имея в достатке нужную информацию. Уж больно хочется Дерипаске зайти и закрепиться. Не удивлюсь, если в списке желающих занять кресло губернатора будет присутствовать ставленник этой структуры. Тут и опыт ведения предвыборной борьбы в местных условиях пригодится.

Итак, Крупчак или Румянцева? Для Крупчака эти выборы были «последним и решительным боем». Правда, после такой убедительной победы ему вполне по силам замахнуться и на губернаторское кресло, благо раскрутился на выборах по полной, а что поиздержался изрядно, так ведь капитал - дело наживное. Что у него было в активе? Весь Новодвинск с потрохами, деньжата немалые, неплохие связи и плохие отношения с областной властью. Может, именно последнее обстоятельство имело решающую роль для голосовавших за него. И не у Румянцевой Крупчак выиграл, а областная власть ему проиграла.

У Румянцевой - опыт руководителя, солидный стаж работы на «расстрельной» должности заместителя губернатора по социальным вопросам, знание болячек региона, безукоризненная репутация, «Единая Россия» и пресловутый административный ресурс. А еще подразумевалось, что уж в Северодвинске, своем родном и так любимом ею городе, она наверняка наберет большинство. В чем прелесть этого самого административного ресурса, я так до сих пор не понимаю. Действующую власть всегда есть за что критиковать. Быть в оппозиции к власти, не к президенту, ни боже мой, он как священная корова, безгрешен и недосягаем, а к своей, ближней, - это у нас в крови, так приятно сознавать, что все наши беды от местных начальников и областных. И вообще, о чем говорить, если старушка после встречи с парочкой кандидатов делится своими мыслями с соседкой: «Проголосую за того, кто дрова привезет». И мысли эти просты и понятны. Дров бабуля не дождалась, но, глядя на Крупчака, кто-то наверняка поверил: этот привезет...

Он появился перед избирателями на заключительном этапе предвыборной гонки, такой простецкий «архангельский мужик», чуть ли не Михайло Ломоносов наших дней, богатый и успешный борец-правдолюбец. Облагодетельствовал детишек тетрадками, родителей - концертами столичных гастролеров, студентов-агитаторов - заработком, просто студентов - пока обещаниями. А тут еще эта глупость со снятием, а затем восстановлением Крупчака, что сделало из него чуть ли не народного героя. В результате убедительная победа и скорый обмен мандата депутата областного Собрания на корочки депутата Госдумы.

Из Румянцевой ни героя, ни Деда Мороза с мешком подарков не получилось, даже на обещания она была скупа: не обещала сделать Север Югом, одним махом повысить стипендии, пенсии и зарплаты бюджетникам и снизить плату за коммунальные услуги или учебу. Ей пришлось несладко и досталось по полной и от избирателей, и от кандидатов-терминаторов (одни только грязные пасквили, разбросанные в избытке по городам, чего стоили). Она отдувалась за всю областную администрацию и все муниципальные органы оптом. Румянцева просила нас сделать свой выбор обдуманно и прагматично и... проиграла. Проиграла достойно, иначе это была бы не та Румянцева, которую знает Северодвинск. И поддержка ГРЦАС уже в который раз на выборах в Северодвинске оказалась бесполезной, и это, надо полагать, уже необратимый процесс.

Но вот что интересно: в Мезенском районе, далеко не благополучном и не избалованном вниманием областных властей, куда в силу географического расположения не добрались ни массированные атаки предвыборной агитации, ни дурно пахнущие избирательные технологии, Крупчак убедительно проиграл, как в свое время проигрывал Ефремов.

Победителей не судят, хлопотно и бесполезно, тем более к мандату иммунитет автоматически прилагается. Выборы состоялись. Да здравствуют следующие выборы! Так, в режиме постоянно действующей предвыборной кампании мы с вами будем находиться еще как минимум целый год. Федеральные, областные, местные... И ничему нас выборы не учат, все, как всегда: чем больше обещаний раздает кандидат, тем больше у него шансов. Выбираем, выбираем... А когда же выберемся?

Елена ОГОРОДНИКОВА