Вечерний Северодвинск
Номер от 15 декабря 2003 г.

Четверть века... борьбы
Руководитель театра степ-танца «Импровиз» всегда рассчитывает только на себя

Ольга Афанасьева - человек, известный не только в Северодвинске. Эту беспокойную женщину хорошо помнят в родном Челябинске, где она окончила танцевальный факультет института культуры, отлично знают в Москве по постоянному участию в Международных фестивалях степа. Можно без преувеличения сказать, что много лет она и ее воспитанники умножают славу нашего города и России в целом.

Мы встретились накануне 25-летнего юбилея «Импровиза», который был торжественно отмечен 14 декабря.

- Ольга Никитична, давайте попробуем вернуться к истокам.

- После института меня распределили в Северодвинск в качестве руководителя образцового детского хореографического коллектива. От прежнего руководителя, Ольги Грауберг, осталась группа девочек с классической хореографической подготовкой. Но это не было моим профилем, я специализировалась на народных танцах, чем и начала заниматься в «Ритмах детства». Наши новые программы получались более разноплановыми: танцы народов СССР, историко-бытовые композиции. Потом я стала инициатором организации абонементов для школьников, где рассказывала ребятам о танце как виде искусства. Например, «Зарождение танца», где мы показывали танец первобытных охотников, ритуальные пляски девушек... История бальных танцев подавалась как «Приглашение на бал». Я рассказывала зрителям о мазурке, полонезе, вальсе... О русских народных танцах мы говорили на «Танцевальной ярмарке».

- Теперь ваш коллектив стал «Импровизом». Когда во главу угла стал степ?

- Это произошло в 1991 году, когда в коллектив пришел Николай Николаевич Глебычев, который в молодости сам увлекался чечеткой. Он и дал первые уроки нашим воспитанникам. О коллективе заговорили в области, а вскоре после этого мы уже получили приглашение на первый степ-парад в Москве. Россия была представлена всего двумя детскими коллективами - нашим и театром из Санкт-Петербурга. И мы с первого же раза получили диплом. С 94-го года нас стали приглашать в мастер-классы, где шла серьезная учеба у мировых мастеров степа. В этом же году мы с успехом выступили в «Утренней звезде», и Юрий Николаев признался, что был нами покорен. Потом побывали в Норвегии...

- Ольга Никитична, все эти годы вы работаете в одном Дворце. Что помогает и что мешает вам сегодня в работе?

- Очень огорчает людское равнодушие. Если кто-то из руководителей не хочет или не может мне помочь, я все делаю сама. Обращаюсь к руководству с просьбой найти спонсоров. Слышу в ответ: вам надо, вы и ищите. Мы вас на фестиваль не посылаем. Ну ладно, меня не посылают, но ведь надо, чтобы коллектив учился, рос... Вот и хожу по кабинетам с протянутой рукой. Все годы я стремлюсь, чтобы дети видели и овладевали настоящим искусством, а для этого надо выезжать. В прежние годы нам очень помогал профком Севмаша, которым руководила Наталья Михайловна Шевченко. С ее уходом для профсоюза мы перестали существовать. Есть большие проблемы с концертмейстером. Лена Попова, с которой мы работали много лет, перешла в отдел, стала режиссером. Нашла я подходящего концертмейстера сама, так что-то не могут утрясти со штатным расписанием. Если я буду бегать к начальству и стучать кулаком, мне работать будет некогда, поэтому я предпочитаю второе. Отработав двадцать пять лет, я поняла, что все для своего коллектива я должна делать сама, не надеясь на чье-то понимание.

- Какой-то не юбилейный у нас разговор...

- Так ведь жизнь такая. Праздничный концерт - это лишь одна сторона медали. И не будет она блестеть, если не стоит за ней труд - ежедневный и изнурительный. Помните символ Большого театра? Четверка взмыленных коней несет одного хрупкого и легкого бога? Вот подобный труд стоит и за нашими успехами.

- Спасибо, Ольга Никитична. Удачи вам и вашим воспитанникам и как можно чаще - счастливых моментов вдохновения.

Александр ГУЗНИЩЕВ