Вечерний Северодвинск
Номер от 15 декабря 2003 г.

Ходите, ездите и... рисуйте по правилам
Кроме дорог, у Северодвинска две традиционные беды: пешеходы, перебегающие улицу под «носом» у машин, и водители, не приученные чтить преимущество пешеходов.

За девять месяцев года на дорогах города погибли 16 человек, из них 12 - пешеходы. Более половины из 126 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях поступили в больницу с тяжелыми травмами, на лечение которых уходит большое количество дорогих лекарств, донорской крови, сил и времени медиков. Сорок четыре процента попали на больничные койки нетрезвыми, в основном это - водители. А всего с начала года ГИБДД зарегистрировала 248 ДТП.

В ответ на вопрос «Кто в этом виноват?» пешеходы и водители ругают друг друга и все вместе - плохую дорогу. Но вот парадокс: отремонтированная часть улицы Первомайской теперь стала не менее опасной, чем печально известные проспекты Морской и Труда, улицы Ломоносова и Карла Маркса. Есть на чем разогнаться, вот и гонят...

Вопрос дорожной безопасности обсуждался на межведомственной городской комиссии по профилактике травматизма, руководит которой замглавы администрации города Людмила Билык. Людмиле Ивановне, водителю с тридцатилетним стажем, было что добавить к выступлениям главного внештатного травматолога Александра Татаринова и начальника ГИБДД Александра Манойлова.

Самый эффективный способ борьбы с вышеперечисленными бедами - милиционер, стоящий на дороге. Но в подчинении Манойлова всего двадцать нарядов и два автопатруля. Минут сорок уходит на то, чтобы освидетельствовать нетрезвого водителя, полтора часа в среднем - на одно ДТП. Времени и людей не хватает.

Другой выход - увеличение приспособлений, перед которыми водители волей-неволей снижают скорость. Эффективность «лежачих полицейских» доказывает статистика, число их обязательно будет увеличено. Бордюрный камень и леерное ограждение тоже снижают риск, восемьдесят процентов аварий совершаются из-за их отсутствия. А еще помогает... испуг, поэтому щиты с указанием числа погибших и раненых на опасных перекрестках будут обновляться новыми цифрами. Безостановочно ведут работу педагоги и сотрудники ГИБДД со школьниками.

Среди пострадавших на дорогах в этом году 46 детей. Скрупулезно подсчитывают статистики, кто, почему и когда попал под машину. Чаще страдают ребята от семи до четырнадцати лет утром, по пути в школу, и с тринадцати до двадцати часов. Самые опасные дни недели - вторник, четверг, пятница и суббота. Выбегает подрастающее поколение на дороги, не оглядевшись и где попало, красный свет светофора для них не преграда. В общем, берут дурной пример со взрослых.

Ну что может ответить женщине с ребенком инспектор, если она объясняет свою безоглядную смелость на дороге так: «А водитель был обязан нас пропустить!» «И такие многочисленные случаи, - говорит Александр Манойлов, - тоже примета нашего города». Только вряд ли на больничной койке пострадавшему будет легче от чувства собственной правоты.

О пьяных водителях тоже шел разговор на комиссии. Вольно им теперь живется. В то время, когда их наказывала ГИБДД, девяносто восемь процентов выпивох расставались с правами. Да еще и фамилии их в газете каждую неделю появлялись. Гнев «лишенцев» и их родственников по этому поводу («Зачем позорите?») оказался сильнее трезвого подхода к делу. Позор, увы, прекратился, а по решению суда, которому теперь передано право наказания, лишают прав всего четверть потенциальных преступников. Эту странную, мягко говоря, ситуацию комиссия тоже решила взять на свой контроль.

А один из бдительных участников разговора умудрился заметить нарушение Правил дорожного движения даже на картине, которая украшает кабинет Людмилы Билык. Но это уже промах курского художника.

Ольга ЛАРИОНОВА