Вечерний Северодвинск
Номер от 8 декабря 2003 г.

Шурку лучше не трогать
Премьера спектакля «Всё в саду» в театре драмы - бенефис актрисы Александры Тананакиной

Повод для бенефиса - спектакля по пьесе Эдварда Олби - есть, и не один. Это и собственный юбилей Александры Андреевны, очень симпатичный и совсем не круглый, - он выпал на лето уходящего года; и дата из творческого пути - 15-летие ее работы в Северодвинске. Так и пошел у нас разговор, перескакивая с творческой жизни на личную.

- Александра Андреевна, мы, северодвинские журналисты, любим вспоминать о ваших итальянских корнях. Как удается смирять средиземноморский темперамент?

- Да, папа у меня итальянец. А темперамент и в самом деле сумасшедший. Я вообще жуткая!

- Да что вы...

- Все знают: Шурку лучше не трогать!

- Сразу видно, что судьба у вас необычная. Без анкетных вопросов, пожалуй, не обойтись...

- Понятно - где училась, где родилась... А знаете, у меня такое ощущение, что я и не родилась вовсе!

- ?

- Да, мне кажется, я всегда так и жила в театре, в драматических коллективах. Еще в школе в Ворошиловграде мы играли на сцене - на настоящей сцене городского театра, каждый понедельник. Помню свою первую роль - Женьку в «Тимуре и его команде». После школы меня взяли в труппу. Как говорится, без отрыва от производства я окончила студию при театре. И вот с тех пор уже 43 года вся моя жизнь - театр... Шестнадцать лет в Ворошиловграде, затем Иркутск, Тобольск, Уссурийск, Шахты. И - Северодвинск. Наш город полюбила сразу. Мне все здесь понравилось. Театр понравился безумно. Все здесь как родные. И зритель прекрасный...

- Извините, перебиваю: а какой он - прекрасный зритель?

- Это человек, который не придет в театр просто так - только чтобы провести время. У нас, как в крупнейших культурных городах, есть зритель премьерный, который не пропускает ни одной новой постановки и при этом очень доброжелателен. У нас понимающая публика. Бывают удивительные, чудесные моменты, когда все во время спектакля наполнено тишиной, когда зрители впитывают каждое слово, каждое движение, когда из зала исходит мощный поток тепла. Это - удивительное единение артиста и зрителя, ради которого стоит работать, право. Ужасно, когда слышишь в зале кашель, шуршание, когда зрители начинают уходить. Это сигнал: что-то ты делаешь не так! К счастью, я не припомню такого на спектаклях, в которых я участвовала, кроме, быть может, одного.

- Наши редакционные театралы неизменно вспоминают «Черную невесту» с вашим участием...

- Мне тоже нравится этот спектакль. Хотя рождался он очень трудно. Я поняла, что хочет увидеть Володя Тихонравов, режиссер, только после того, как он принес... альбом Босха!

- Но у Босха такие гротескные образы...

- В этом все и дело! И вот после этого у нас установилось - опять повторю это очень важное слово - единение. Это стало тем толчком, после которого мы начали работать над ролью, полностью понимая друг друга.

- С кем еще из режиссеров и ваших партнеров по сцене вы чувствовали такое же понимание?

- Из режиссеров особенно - с Валентином Никитичем Ярюхиным, с Сережей Сушенцевым. Очень люблю их «Очень простую историю», «Мадам, звонят!». Из актеров... Если бы мне предложили отбирать партнеров, я бы назвала Сережу Черноглазова, Галю Лишицу, Мишу Прилуцкого, Юлю Корельскую, Сережу Долгирева.

- А что вы можете сказать о новом спектакле по пьесе Олби?

- Невероятно актуальная вещь. Тема - деньги, которые разрушают все. Родственные, дружеские связи, любовь, совесть и души человеческие. Моя героиня - не центральное, но важное действующее лицо. Она разрушает все вокруг себя. И мне важно показать: почему она такова? Хочется, чтобы зритель «прочитал», что эта женщина сама разрушена, и «прочитал», что именно так ее искалечило. Впрочем, приходите обязательно на спектакль, посмотрите сами!

- Не приходится ли многоопытной, мудрой актрисе вспоминать о «добрых старых временах» - при всех-то нынешних трудностях?

- Нет. Театру никогда не жилось легко, и если уж мы выжили в начале девяностых, значит, этот организм не убить! К тому же мы - единственная структура, оставшаяся за последние годы вне политики. Так и должно быть! Посмотрите на замечательных артистов, которые ударились в политику: что они после этого создали?.. Им просто некогда стало работать. Актер не имеет права становиться политиком, оратором.

- Ностальгии нет. Значит, есть мечты? Пусть не политические - личные?

- Я реалист, крепко стою на земле. Никогда, даже в молодости, не мечтала, например, о роли Джульетты; вообще лирический репертуар - не для меня. Что ж, мне хотелось бы сыграть, допустим, леди Макбет или поработать серьезно в жанре драмы. Но если я и мечтаю, то чаще всего о реальном. Мечтаю быть нужной, играть хотя бы по роли в сезоне. Самое страшное - быть лишней. Кстати, я ведь действительно не представляю себя без театра. Вот я на пенсии - и что? Как я смогу не ходить в театр? Это и в самом деле образ моей жизни.

- Ну а что стоит за этим образом, вне его?

- Люблю вязать. Дачу очень полюбила. Это лето провела между грядок. 26 банок огурцов мы с мужем заготовили, а сколько съели! А еще лук, капуста, смородина - да много всего!

- Сплошная Италия, в общем...

- Да, и каналы есть. Кое-где мы по колено в воде. Только гондол нет. Вот, кстати, что еще у нас на участке растет - клюква!

Станислав ЗЕЛЯНИН

P.S. Премьера спектакля «Всё в саду» состоится в субботу, 13 декабря, в 18 часов.

Александра Тананакина в спектакле «Супница»

Фото Владимира Ларионова