Вечерний Северодвинск
Номер от 4 декабря 2003 г.

Длинные пенсионные деньги
Им еще работать и работать, чтобы принести доход

426 тысяч жителей области получили извещения о том, что могут распорядиться частью своей будущей пенсии. Первые шесть заявлений в областной Пенсионный фонд были написаны словно под копирку: «Прошу перевести накопительную часть пенсии на мой счет в Сбербанке». Более понятливыми и хитрыми оказались трое заключенных, отправивших запрос лично заместителю управляющего областного управления фонда Ирине Прудниковой: «А вы свои деньги куда направите? И нам посоветуйте». Грамотно отреагировали на предложение пока около двухсот жителей области.

Информационным голодом называет Ирина Николаевна сегодняшнюю ситуацию с пенсионной реформой, которая идет уже второй год. Хотя бы частично утолить жажду знаний помог семинар «Что я знаю о пенсионной реформе?». Провели его 27 ноября для журналистов области Институт региональной прессы, управляющая компания «РН-траст» и негосударственный пенсионный фонд «Нефтегарант».

Дифирамбы их представители себе не пели. Пенсионной реформе - тоже. Просто у стремительно стареющего нашего государства другого выхода нет. Будущих пенсионеров кормить будет некому (мало налогоплательщиков подрастает), так что уже сегодня мы должны позаботиться о себе сами. И заодно - об экономике страны. Деньги-то будут «крутиться» огромные.

Итак, с 2013 года уравниловка в пенсионном обеспечении закончится, потому что начнется выплата накопительной части трудовой пенсии. Чем больше человек официально успеет заработать, тем больше денег соберется на его личном накопительном счете. А если он распорядится ими с умом, то получит еще и доход. Начиная со следующего года средства эти начнут работать.

Что нужно делать? Самый простой вариант - ничего, доверив эту часть пенсии государству, то есть Внешэкономбанку. Гарантия безопасности, говорят, стопроцентная. Но вот ощутимого «навара» ждать не стоит. Эти деньги инвестироваться в экономику, а значит, и заметно прирастать не будут. Вариант второй, для неленивых и рисковых: выбрать одну из 55 управляющих компаний. Как сказали столичные гости, сравнение их с недоброй памяти «МММ» безосновательно: отбор строгий был, контроль строжайший будет. Вплоть до того, что информация о каждом новом сотруднике в первый день его работы должна рассматриваться под лупой проверяющим органом. Конкуренция заставит компании быть кровно заинтересованными в том, чтобы ваши средства приносили доход. Они-то ведь тоже хотят хорошо жить на законные десять процентов от прибыли.

Менять каждый год управляющую компанию специалисты не советуют. В первое время, вздыхают, бизнес их вполне может быть убыточным. Нужно потерпеть года два-три, а то и больше, дать поработать «длинным» пенсионным деньгам в одном месте.

Сможет ли через некоторое время кто-то из «управленцев» объявить себя банкротами? Да, но в этом случае на «народные» деньги кредиторы «лапу наложить» не смогут, они снова будут перечислены в Пенсионный фонд. Сколько каждый из будущих пенсионеров на этом лично потеряет, пока неизвестно.

Слухи о том, что после выбора президента будет увеличен возраст выхода на пенсию, были опровергнуты. Тарифы отчислений в Пенсионный фонд ближайшие десять лет меняться тоже не будут.

Накопительную часть пенсии начнут выплачивать, как мы уже сказали, с 2013 года. Если человек не доживет до этого времени, право на ее наследование у родственников, возможно, появится. Но механизм его, как и многие другие, пока не определен. А вот после начала выплат ни о каком наследовании речи быть не может: деньги эти пойдут на тех, кому посчастливится пожить дольше.

У всех работающих уже есть пластиковые карточки персонифицированного пенсионного учета. Они дают право каждому раз в год получить бесплатную информацию о том, добросовестно ли его работодатель перечисляет средства Пенсионному фонду. Но, как сказала Ирина Прудникова, из 650 тысяч работающих в области в прошлые годы воспользовались этой возможностью единицы. А вот когда получили письма и увидели, что на счету - ноль, тогда поток жалоб резко возрос. Соответственно возросло и количество судебных разбирательств. Но никто не сможет помочь тем, кто получал и получает основную часть заработка в пресловутом конверте. Кто-то уже плачет по этому поводу, понимая, что обокрал свою неожиданно подкравшуюся старость.

Как показал опрос старше-классников, дети наши, скорее всего, таких ошибок не повторят. Насмотревшись на мытарства бабушек-дедушек, уже сегодня они понимают, что думать о своей старости нужно с юности. А вот большинство старшего поколения до сих пор уверено: только лет за пять до пенсии стоит о ней побеспокоиться.

После семинара я к этому числу не отношусь. Придется, конечно, приложить усилия, чтобы разыскать информацию о будущих кормильцах - управляющих компаниях, последить за их рейтингом. Но лениво-скептическую позицию «все равно обманут, пусть уж лучше государство мною занимается» уже пересматриваю. Очень хочется жить по-человечески и на пенсии. И наконец-то поверить в разумность российских реформ.

Ольга ЛАРИОНОВА