Вечерний Северодвинск
Номер от 27 ноября 2003 г.

Михайлов день
Большинство куростровцев желают своим детям по примеру земляка перебраться на Большую землю

Знаю, о чем молились если не Всевышнему, то силам природы 21 ноября, в Михайлов день, хозяева Холмогорского района. Чтобы погодила хотя бы на день осень, позволила гостям Ломоносовских чтений перебраться с холмогорского берега на Куростров. Ну и обратно, конечно.

Не сбылся прогноз предсказателей погоды: Двина не замерзла. Ну а шугу на ней начали распугивать еще с утра шустрые катера.

Шелестит вода колючими льдинками под напором плашкоута, на открытой палубе которого ежатся от холода академики и профессора, атомщики и историки, наш брат журналист. «Дом Ломоносова покажете? А родственники его в селе остались?» - спрашивают те, кто впервые едет. От дома осталось только место, а родственников, господа, становится с каждым годом все больше. Вот и мой бывший учитель физкультуры Владимир Васильевич, опекающий сегодня на переправе студентов, недавно в их число попал. Сам провел расследование родословной. Запоздало, но от души поздравляю его с удачным рождением.

Политическое отступление

У меня звание поскромнее - землячка великого ученого. Приехав в родные Холмогоры накануне праздника, пробегаюсь по их улицам. Все вроде по-старому, разве только магазинов стало больше, а фонарей на улицах меньше. Белые листочки на дверях коммунальной бани предлагают оторваться на дискотеке, приглашают на выборы и предупреждают, что помыться сегодня не удастся: «Аварийная ситуация».

Из маминого почтового ящика выгребаю кучу газет - предвыборная кампания не дает скучать пенсионерке. И меня заодно позабавила. Кандидаты по соседнему, 62-му округу позлее наших будут. Один из восьми смотрел, смотрел «на творящийся беспредел», не удержался и как начал мочить остальных! Одного вертухаем назвал, другого продавцом Родины, третью «чудачеством богатого супруга». А четвертого и вовсе не по делу оскорбил, в детской фотографии разглядев «врожденные уродства». Его соперник, на вид человек интеллигентный, слов бранных не жалея, на жалость давит. Говорит, что от увиденного на «многострадальной» земле «хоть в петлю лезь»: «Стоны стариков, безработица взрослых, пьяное забытье молодых - это должно постоянно стоять перед глазами, в ушах звенеть, в ноздрях вонять». Иначе, мол, нет у него права претендовать на роль народного избранника в «чертовой этой Думе». Мамой клянусь, так и пишет!

В общем, кричат господа кандидаты про мою родину: «Уродина», предлагая улучшить ее вид с помощью пластической операции - выборов. Но она мне нравится, хотя, конечно, далеко не красавица. Просто каждый свое в ней видит, слышит и нюхает. А перед моими глазами стоят умники школьники (из всей области только две выпускницы Холмогорского района набрали на ЕГЭ по сто баллов!), в ушах звенят голоса дорогих земляков, людей вполне успешных. Ну а в ноздрях - запах свежего морозного воздуха. В городе так не пахнет!

«Теперь Москва читает оды Холмогорам»

...Плашкоут тюкается в берег. Через несколько минут мы в славном селе Ломоносово, у памятника великому помору. Все как в предыдущие тридцать четыре года: обращаясь к местным школьникам, ученые объясняют, как им повезло родиться и жить в таком замечательном месте. Некоторые даже завидуют. А вот это, честно говоря, зря. Не знают столичные гости, что большинство жителей острова желают своим детям уехать на Большую землю. Бюджетные места в селе заняты, на косторезном промысле разбогатеть можно только великому таланту, а местное сельское хозяйство с трудом выживает. Да и пример знаменитого ученого перед глазами: не уйди он в Москву, разве знал бы кто о бедном поморе?

- Спасибо и мачехе Ломоносова надо сказать, прими она пасынка как мать родная, может, и остался бы он, не дай бог, дома, - шепчет один из соседей по толпе.

- Я и говорю, все в этом мире от женщин, - согласно кивает головой другой.

- А вы читали в газете, что Михаила Васильевича, оказывается, старообрядцы «пиарили»? - переводит историю на современный язык еще один «ломоносовед». - И в дорогу его собрали, и потом поддерживали...

Меж тем на торжественном митинге разговор с прошлого переходит на будущее. Светлое и теплое.

- Деточки, вот эти тетеньки и дяденьки - атомщики, - представляет московский профессор членов Ядерного общества России. - И скоро у вас в области построят великолепную атомную станцию, которая будет вырабатывать дешевую электроэнергию. Если это случится, вы будете в день рождения Ломоносова к его памятнику живые розы приносить из школьной оранжереи.

По примеру взрослых «деточки» аплодируют.

Следующий традиционный пункт сбора гостей - мемориальный музей имени Ломоносова. Коллеги-телевизионщики, ежась от холода на крыльце, профессиональный вопрос обсуждают: «Письнём гостей на этом фоне?»

Отпускные заботы

С крыльца холмогорского Белого дома вежливые милиционеры просят сойти молодого человека с зеленым фруктом на белом флаге: сегодня неприкрытой политике места нет. На торжественном собрании глава района Владимир Ющенко представляет Анатолия Ефремова так: «Доктор экономических наук».

Чуть позже, когда выслушаны небольшие доклады ученых и школьниц-умниц, когда вручены подарки, премии, а гостей ждет праздничный ужин, Анатолий Антонович в приватной беседе с журналистами «Вечернего Северодвинска» говорит в первую очередь о науке: «Я себя глубоким ученым не ощущаю». Рассказывает, как не рискнул послать президента к черту, когда тот пожелал ему ни пуха ни пера перед защитой докторской диссертации. И делится радостью: «В первый раз, взяв отпуск, принимаю участие в Ломоносовских чтениях как гость. Но смотрю, что и без меня справились. Молодцы и холмогорцы, и северодвинцы. Небывалое дело - 500 ученых со всей страны к нам приехали. Имя Ломоносова области большую пользу приносит».

Рассказывает о делах духовных и мирских. В родном Тойнокурье церковь достраивается: «Всей деревней сбросились, кто сколько смог». В Северодвинске плавучую атомную станцию скоро начнут возводить: «Пробили деньги на проект. И народ нас поддержал. Северодвинск не боится атома. Кстати, вы знаете, что в Кремле с его гранитом радиационный фон выше, чем на Новой Земле?»

- Анатолий Антонович, не хочу настроение портить, но и спросить очень хочется. На днях одна из газет написала, что Ефремов до того ленив, что даже взяток не берет. Обидно сказано или комплиментом считаете?

- Не читал! А взятку мне ни разу не предлагали и не просили!

А еще рассказывает, как несколько часов назад перепугал местных молодоженов и их свиту: после загса приехали они к стеле, открывающей Холмогоры. Только шампанское открыли, а тут машина с синей мигалкой на крыше. Сначала испугались, решив, что милиция на такой шикарной технике стала ездить, выпивающих забирать. Бутылки попрятали. Потом сельская молодежь вовсе дара речи лишилась, увидев, кто к ним шагает. Завершилась нежданная встреча вручением подарка молодым от отпускника.

Ольга ЛАРИОНОВА