Вечерний Северодвинск
Номер от 20 ноября 2003 г.

Нарушители с тапочками
А еще бывают со спиртом и слишком шумные

- Ваша фамилия в списке нарушителей есть? Сначала посмотрите, потом очередь займите, - опытная бабушка объясняет мне правила поведения перед дверью, за которой заседает адми-

нистративная комиссия.

Фамилии своей я среди граждан нарушающих, вызванных на этот вечер, конечно, не нашла. Но поняла, почему председатель комиссии Геннадий Михайлович Мищенко, давая «добро» на присутствие корреспондента, предупредил: «Выйдете с больной головой». Сорок семь человек! Если на каждого хотя бы по пять минут уйдет (протокол зачитать, оправдание заслушать, решение принять), то до последнего автобуса не успеть управиться.

Правда, желающих самолично присутствовать при разборе персонального дела пока раз-два и обчелся.

Дом против «Домика»

Не пришли и хозяева шумного заведения «Лесной домик». Наверное, надоело - шестая по счету этого года на них жалоба. Поэтому письменно объяснили, что «все меры для нормальной работы приняты» и попросили «избежать однобокого решения». Зато трое представителей дома, который по ночам уснуть не может от громкой музыки, пьяных криков под окнами и гудящих машин, говорят, что не устанут бороться. Члены комиссии вспомнили, каким морем разливался поток жалоб на другие увеселительные заведения: «Но они же прекратились, потому что владельцы вложили средства в улучшение ситуации, смогли договориться с жильцами. А здесь три с половиной года дело тянется».

Ограничить время работы баров никто не может, но потребовать соблюдения тишины после 22 часов право каждый имеет. Так что как бы хозяева «Домика» ни возмущались, по установленному милицией факту нарушения им выписан максимальный штраф - тысяча рублей.

- Да что им эта тысяча, - вздыхают невысыпающиеся жильцы. Впрочем, уходят с надеждой на справедливость: комиссия приняла решение обратиться к собственнику помещения - в комитет по управлению имуществом. Чтобы он разобрался и решил: стоит ли продлевать срок аренды.

По этой статье получили наказания еще три источника шума - молодой меломан и два пенсионера. Один в три часа ночи отрывался в своей квартире под громкую музыку, другой в неположенный час песни под гитару на лестничной площадке орал. Всем - штраф по триста рублей.

Изъятое уничтожить!

«Осуществлял торговлю спиртосодержащей продукцией», - эта протокольная фраза объединяет пятерых человек. Тоже заочно, потому что ни бабуля, продающая спирт у магазина под прикрытием торговли семечками, ни молодой безработный, ни мама семейства на комиссию не явились. Навряд ли им стыдно, просто знают уже: ходи не ходи, а штраф все равно на «полную катушку» получишь. «Катушка» несоизмерима ни с доходами спиртоторговцев, ни с ущербом здоровью от купленной у них гадости. Но это единственная статья, по которой у членов комиссии мнение одно: штрафовать нужно по максимуму - 2500 рублей. Ну а изъятая «продукция» приговаривается к уничтожению путем слива в канализацию.

Еще одна традиционная опасность - собаки. От челюстей ротвейлера, принадлежащего одному гражданину, пострадало имущество другого. Загрызла злобная псина брата своего меньшего. «Людей грызут, а чтобы собака собаку - это редкость», - удивляются члены комиссии и наказывают владельца агрессора штрафом в 2500 рублей.

От себя лично хочу поблагодарить того милиционера, который призвал к ответу хозяина американского бульдога. Эта псина никого не успела покусать, но могла, потому что гуляла без намордника. Если бы заплатили раз-другой все такие нарушители штраф от 100 до 500 рублей, может, и пострадавших от собачьих зубов на улицах стало бы меньше.

«В первый раз слышу»

Следующая армия нарушителей самая многочисленная и на первый взгляд тихая - незаконные торговцы. Упорядочивает власть мелкорозничную торговлю, упорядочивает, а толку пока большого нет. Зато каждый день большие толпы выстраиваются возле «Спорттоваров», железнодорожного вокзала, атакуют подходы к магазинам. И кроме неэстетичности своего вида, нарушения всех норм торговли, загаживают близлежащие дома, используя их подъезды под туалеты.

- Сейчас люди будут заходить, и каждый скажет: «Я такого не слышал», - говорит Геннадий Мищенко.

- Я такого не слышала, что на крыльце магазина картошку продавать нельзя. Могли бы сказать просто, а не тащить в милицию. Некрасиво так делать, - плачет бабулька до тех пор, пока не понимает, что отделалась устным замечанием.

Остальные уличные продавцы стелек, варежек, тапок, ягод и прочей мелочи обходятся без слез. Кивают головами: «Знаем, штрафы уже получали. Но что делать, денег не хватает. А на рынке за месяц платить надо тысячи. На железнодорожном покупателей мало, а на центральном мест не хватает...»

Конечно, жалко людей. Например военного пенсионера в «звании» вынужденного переселенца из недружелюбной нынче Литвы. «Если бы мне платили достойную пенсию, разве бы я пошел торговать тапочками», - возмущается он. Времени члены комиссии не пожалели, объяснили доходчиво, что порядок в приютившем его городе соблюдать все равно надо: «В Литве бы с вами так не разговаривали».

Наказание торговцам разное - от замечания на первый раз до тысячи рублей штрафа за неоднократность. А места на всех рынках есть - я специально на следующий день узнавала. И платить можно не за месяц, а каждый день. По сорок пять рублей.

- Сегодня еще мало протоколов, - говорят мне, вконец уставшей после заседания, - в прошлый раз 93 поступило.

Два раза в месяц комиссия собирается, за шесть встреч 426 дел рассмотрела, штрафов почти на 155 тысяч рублей выписала. А оплачено из них пока чуть меньше десяти тысяч. Кто-то из должников уже дождался, а кого-то еще ждет по этому поводу встреча с судебными приставами.

И напоследок могу дать совет нарушителям: уважайте комиссию, являйтесь по ее приглашению. Нельзя сказать, что это станет смягчающим вину обстоятельством, но, поверьте, очень занятые люди вас внимательно выслушают и учтут все ваши доводы. К торговцам спиртом это не относится.