Вечерний Северодвинск
Номер от 6 ноября 2003 г.

Увидят ли поморы землю в алмазах?
Заместитель директора Департамента природных ресурсов Сергей Мияскин наиболее перспективной отраслью назвал горнодобывающую

Прибыльный бизнес еще нуждается в «огранке». Каких только богатств нет под ногами поморов: нефть, газ, бокситы, золото, платина, кобальт... На научно-практической конференции «Развитие минерально-сырьевой базы Архангельской области», состоявшейся в областном центре, заместитель директора Департамента природных ресурсов Сергей Мияскин наиболее перспективной отраслью назвал горнодобывающую.

А добычу алмазов - наиболее реальным делом.

Подковерные игры

После геологоразведочных работ месторождение имени Ломоносова официально назвали самым крупным на Европейском Севере. Для его разработки в 1992 году и было создано ОАО «Севералмаз». В январе 1995 года оно получило лицензию на доразведку, опытно-промышленные работы и добычу алмазов на месторождении имени Ломоносова. Были подтверждены разведанные запасы в 12 миллиардов долларов. Естественно, что нашлись и компании, желающие получить контроль над перспективным предприятием. Среди них оказались и самые крупные игроки в алмазном бизнесе - фирмы «Де Бирс» и «Алроса».

Используя обширные столичные связи, австралийская компания сумела переиграть российскую и завладеть контрольным пакетом. Но влиятельным московским силам, которые лоббировали интересы «Де Бирс», удалось «отодвинуть якутов» не надолго. Как и предупреждали многие аналитики, у «Де Бирс» не было заинтересованности развивать алмазодобычу в Архангельской области, стратегическая задача ставилась иная - держать месторождение «про запас». Хотя открыто эта политика не декларировалась, на практике дела шли именно так: сначала затянулась техническая проверка балансовых запасов, потом пошли ссылки на нестабильный инвестиционный климат. Это и вызвало недовольство архангельских властей, федерального правительства.

«Алроса» укрепляет позиции

Пока «Де Бирс» с помощью московских друзей прорывался в Архангельскую область, «Алроса» сумела проникнуть в «вотчину» конкурента, начав добывать алмазы в Африке. Естественно, австралийскому монополисту это не понравилось. Стороны пошли друг другу на уступки. В Лондоне в 2000 году они подписали соглашение о передаче российской компании 27 процентов акций «Севералмаза». Да примерно столько же «Алроса» потихоньку скупила у разрозненных акционеров. В итоге контрольный пакет перешел в руки этой компании.

На сегодня, после размещения обыкновенных акций, объем уставного капитала «Севералмаза» вырос до 389 млн. рублей. «Алроса» владеет 92,4 % акций, у областной администрации осталось 5,1%, остальные распределены между 229 миноритарными акционерами. 29 октября состоялось внеочередное собрание акционеров, на котором был переизбран Наблюдательный Совет «Севералмаза». В новом составе «Алроса» укрепила свои позиции: в него вошли пять представителей корпорации, а также три от региональной администрации и один от «Севералмаза». Как сообщила пресс-служба компании, кадровые перестановки напрямую связаны с началом горных работ на месторождении.

Когда рубль равен доллару

Выступая на конференции, президент «Севералмаза» Е. Валуев сообщил, что сейчас номинальная цена каждой акции - 1 рубль.

- Но, по моему мнению, - заявил он, - реально она стоит не меньше 1 доллара. В середине следующего года выставим акции на продажу в Лондоне, и международная котировка покажет их истинную цену.

В выступлении Евгения Павловича прозвучало немало любопытных фактов. Сегодня основным поставщиком алмазов на мировой рынок является компания «Де Бирс» - 50 % всего объема. Следом идет «Алроса» - 20 процентов. Главными обработчиками алмазов являются: Индия (ежегодно покупает сырья на 2 млрд. долларов) и Израиль (тратит на эти цели до миллиарда). По спросу на бриллианты первое место прочно удерживает Америка.

Пока караты скрыты...

Рыночная ситуация может кардинальным образом измениться, когда начнется промышленная добыча поморских алмазов. У России есть большой шанс занять ведущие позиции в мире по всем направлениям алмазного бизнеса. Случиться это может в 2010 году при условии, что сформированные планы развития ОАО «Севералмаз» будут выполнены, и эта компания начнет извлекать из подземных недр 4-5 миллионов каратов. Пока, по словам Валуева, график работ выдерживается, в следующем году уже планируется начать промышленную добычу алмазов.

О том, что поморские месторождения перспективны, свидетельствует растущий интерес зарубежных компаний. Вот и на нынешнюю конференцию приехали представители фирм с мировым именем - «Либхер Русланд», «Метсо-Минералз», «Полиметалл» и другие, которые презентовали свою продукцию. В частности, землеройную технику и грузовики. Выступил и главный инженер цеха № 43 ФГУП «МП «Звездочка» Валентин Нилкин, рассказавший о том, как налаживается в городе у Белого моря ограночное производство.

- Мы создали два участка, на которых занято 70 человек. Но работать приходится на давальческом сырье, лоты стоят дорого. Сырье достается не всегда то, которое хотелось бы иметь. С «Севералмаза» же поступила лишь одна партия.

Словом, пока для северодвинцев созданное производство нерентабельно.

Надо «Звездочке» помочь

Во время перерыва спросил Валентина Гавриловича, не рано ли предприятие ввязалось в алмазный бизнес?

- Нет, - ответил он твердо, - чтобы выучить хорошего огранщика, нужно время, не менее 3-5 лет. И не каждому это ремесло по плечу. Первый состав учили в Гомеле и Смоленске - от него осталась пятая часть. Сейчас начали готовить огранщиков в своем ПТУ, заключен договор со шведами по подготовке в этой стране квалифицированных геммологов - экспертов-оценщиков драгоценных камней.

По расчетам, цех выйдет на проектную мощность в 50 тысяч каратов к 2006 году. Как раз к этому времени руководство его намерено укомплектовать производство классными специалистами.

- Мы понимаем, что «Звездочка» несет пока большие затраты, - соглашается президент «Севералмаза» Евгений Валуев. - Со временем предприятие станет получать наше сырье в полном объеме, с этой целью создано совместное ООО «Бриллианты Поморья». Но сейчас заводу нужна поддержка, а нам инвестиции. В свое время, когда лесопромышленный комплекс задыхался, на областном уровне было принято решение дать его предприятиям налоговые льготы. Сейчас ЛПК возродился и возместил потери бюджета. Примерно таким же образом можно бы помочь и «Звездочке», руководство которой уловило момент и создало перспективное производство.