Вечерний Северодвинск
Номер от 23 октября 2003 г.

Доказано: живем мы лучше, чем кажется
Но делать грандиозный «шоппинг» северодвинцы не торопятся.

Аналитики чуть не прыгают от радости и спешат разделить ее с нами: в ближайшие месяцы Россию накроет волна очередного потребительского бума. Об этом якобы свидетельствует бурный рост индекса потребительских настроений, в сентябре достигший исторического максимума. Подъем будет опираться на «низшие средние» (это кто ж такие, уж не бюджетники ли?) слои россиян, чье участие в буме стало возможным благодаря бурному развитию потребительского кредита.

Что ж, порадуемся, хотя не верится, что это про нас с вами. Спокойно, говорят нам: все по науке, на основе опросов, проводимых раз в два месяца по всероссийской выборке. И что?

Можно долго с умным видом рассуждать о сентябрьском рывке, обусловленном «улучшением оценок текущего личного материального положения и ситуации на потребительском рынке». Можно в схемах наглядно показывать, как благодаря увеличению занятости растет личное благосостояние. Можно даже, честно глядя в глаза гражданам, утверждать, что есть серьезные основания надеяться на существенный рост денежных доходов в ближайшее время и что оптимизм покупателей подогревается «значительно расширившимся потребительским кредитованием».

А можно просто зайти в любой магазин и повнимательнее изучить ценники, которые (есть такое подозрение), узнав про этот самый потребительский бум, раздулись от собственной значимости и ждут не дождутся, когда же, наконец, северодвинцы начнут сметать с прилавков товары.

Кина не будет. Недосуг. Врачи и учителя учат, лечат и, обиженные невниманием властей, протестуют. Безработные пытаются найти хоть какую-нибудь работу, имеющие хоть какую-нибудь пробуют поменять ее на лучшую или более денежную. А пенсионеров шиковать давно отучили. И все мы, те самые «низшие средние», не торопимся делать грандиозный «шоппинг», потому что с тревогой ждем очередного роста квартплаты, совсем не удивимся, если в скором времени вырастет плата за проезд. Может, «бурный рост индекса потребительских настроений» где-то и наблюдается, но вот чего действительно не хватает многим, так это уверенности в завтрашнем дне.

Елена ОГОРОДНИКОВА