Вечерний Северодвинск
Номер от 23 октября 2003 г.

В польском бизнесе - патриоты
Пане готовы помогать Северодвинску. Не без выгоды, разумеется.

В конце сентября группа северодвинских предпринимателей побывала в двух польских городах - Белостоке и Кракове. Поездка, организованная начальником отдела информационного обеспечения мэрии Александром Гусаковым, не развлекательный характер носила. Наши коммерсанты (кстати, за свой счет) поехали за опытом и связями.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ посмотрели восемь швейных производств, походили по торговым центрам (гипермаркетам), заглянули на фабрику елочных игрушек. Были и официальные приемы - у тамошних чиновников, в деловом клубе женщин и ассоциации предпринимателей Белостока. Откуда вывод: бизнесмены двух польских городов готовы сотрудничать с Северодвинском. На взаимовыгодных, разумеется, условиях.

Директор магазина «Полярный» Светлана Морозова и главный бухгалтер магазина «Росич» Светлана Ручко утверждают: у поляков и поучиться не грех. Во-первых, выживанию в условиях дичайшей конкуренции. Во-вторых, мужеству и патриотизму, проявленному в борьбе с наступающим иностранным капиталом. Несмотря на то, что богатые европейские соседи просто-таки сорят инвестиционными деньгами, поляки своих позиций на рынке не уступают. Это, если хотите, элемент национальной финансовой политики. В том же Кракове контрольные пакеты буквально всех предприятий в руках местного бизнеса. Поляки, рассказывает Светлана Морозова, давно перестали делить и делиться. Они объединяют и объединяются - так выгодно. К сожалению, продолжает Светлана Ручко, наши предприниматели еще не осознали необходимости быть вместе, поддерживать, что ли, друг друга. Поэтому мелкий бизнес «съедается» крупным, северодвинские магазины уходят в руки архангелогородцев, в регионах вовсю действуют столичные фирмы. В этом плане опыт Польши бесценен.

Что еще могут предложить нам бывшие друзья по социалистическому лагерю? Оказывается, не только идейные установки. Скажем, предприниматели Белостока готовы на достаточно лояльных лизинговых условиях поставлять оборудование для мини-производств, будь то кондитерские, швейные, мебельные. Что для этого требуется? От 20 до 50 тысяч долларов и, собственно, информация о том, как все это осуществить. В настоящий момент в отделе информационного обеспечения администрации Северодвинска формируется база данных из предложений польских бизнесменов: что? где? почем? Воспользоваться ей сможет любой предприниматель, имеющий серьезные намерения в вопросе организации производства. Действительно, торгуют, то бишь привозят товары и увозят из города деньги, многие. А вот делают что-то своими руками, на собственных производствах совсем не многие.

Я поинтересовалась, есть ли что-нибудь общее между нашими и польскими предпринимателями. Есть! И те, и другие, в один голос ответили мои собеседницы, жалуются на непомерные налоги. А жители этой страны, кстати, - на слишком большую плату за коммунальные платежи, особенно газ. Общего у нас, как видите, много. Может, сработаемся?

Марина НЕВЕРОВА