Вечерний Северодвинск
Номер от 9 октября 2003 г.

Сам себе диагност
В последние годы с главного конвейера АвтоВАЗа сошли сотни тысяч автомобилей, оборудованных системой впрыска топлива. Более мощные, современные и экологичные, они в ближайшем будущем совсем вытеснят с рынка карбюраторные машины.

Системы впрыска к тому же более надежны. Но, как всякая техника, инжектор (так его называют) тоже выходит из строя, и это обстоятельство просто ввергает в ужас владельца.

OНО и понятно: открываешь капот, а там проводочки, датчики... Может наступить полная деморализация. Однако «не так страшен впрыск, как его малюют». И если вы столкнулись с абсолютным нежеланием двигателя вашего авто заводиться, то необязательно цеплять трос и сломя голову нестись на поиски буксира. Некоторые из неисправностей впрыскового мотора реально определить и даже устранить самостоятельно (!), не прибегая к помощи диагностических приборов. Сегодня мы попробуем провести некий курс молодого бойца, так сказать, пособие для начинающего «инжекторщика», или «наиболее вероятные неисправности, приводящие к полной неработоспособности двигателя». Помогут нам в этом сотрудники мастерской «Борт 07», съевшие не одну собаку при ремонте систем впрыска вазовских малолитражек.

С чего начать?

Во-первых, повернуть ключ в замке зажигания и прислушаться. За спиной вы должны услышать тихое, еле слышное жужжание. Это старательно нагнетает бензин в топливную магистраль топливный насос. Хороший признак - он означает, что бензонасос исправен. Правда, на машинах, оборудованных некоторыми видами контроллеров, насос начинает работать одновременно с поворотом ключа зажигания, и услышать что-либо не удается. В этом случае необходимо открыть капот, найти топливную рампу и отвернуть с ее левой стороны пластмассовый колпачок (см. фото). Под ним вы увидите небольшой золотник наподобие того, что стоит в «соске» колеса. Вооружившись тряпочкой, чтобы топливо не разбрызгивалось, необходимо тонким предметом нажать на золотник. Брызнувшая струйка бензина будет свидетельствовать о наличии давления в топливной магистрали, а соответственно и об исправности системы питания.

Обычно перед своей кончиной бензонасос имеет свойство сильно шуметь. Не услышать такой шум может лишь глуховатый человек или отъявленный меломан, включающий музыку «на всю», как только сядет в машину. Нормальный же человек по характерному шуму способен предсказать поломку заблаговременно. Тот же нормальный человек заблаговременно позаботится о приобретении нового нагнетателя топлива. Вообще же, бензонасос и датчик коленвала должны входить в обязательный набор возимых постоянно с собой запасных частей. Это те детали, без которых система впрыска работать не будет, а при большой необходимости их можно заменить самостоятельно. Доступ к бензонасосу открывается за подушкой заднего сиденья.

Довольно часто бензонасос не работает из-за поломки электронной охранной сигнализации, блокирующей цепь его питания. Вдали от мастерской придется разбираться самому. Для этого нужно найти основной блок сигнализации (установщики его далеко не прячут), проследить, куда идут от него провода, найти место, где они разрывают штатную проводку, и восстановить соединение.

Убедившись, что топливо бензонасосом нагнетается, а двигатель не заводится, необходимо приступить к проверке подачи напряжения на форсунки. Для этого отсоединяем разъем, идущий к топливной рампе. Необходимо иметь в наличии в патроне обычную лампочку на 12 вольт с идущими от нее проводами. Штекер имеет пять выводов, один из которых является плюсовым. При включении зажигания на нем должно появиться постоянное напряжение, о чем будет свидетельствовать горящая лампочка. Остальные четыре вывода - минусовые, по ним осуществляется управление открытием форсунок. При включении стартера подключенная к ним лампочка должна моргать.

Датчик положения коленчатого вала

ДПКВ из строя выходит редко, но нет на земле ничего вечного. Проверить, исправен ли этот датчик, можно следующим способом. Необходимо снять разъем с форсунки любого цилиндра. Подсоединить к этому разъему лампочку 12 В. Затем снять со свечи того же цилиндра высоковольтный провод и вставить туда запасную свечу. При включении стартера свеча должна искрить, а лампочка - моргать. В противном случае ваш датчик приказал долго жить. Датчик ПКВ стоит весьма недорого: российский - 70 рублей, а производства «Джи Эм» - 160.

А еще бывает

Очень часто, особенно зимой, невозможность запуска двигателя обусловлена разряженной аккумуляторной батареей. При падении напряжения в ней до 10 вольт и ниже при попытке запуска блокируется контроллер. Причем происходит это так: стартер довольно весело крутит коленвал, а двигатель молчит. Распознать разрядку АКБ можно лишь с помощью вольтметра или бортового компьютера. При прокрутке стартером двигателя надо обратить внимание на их показания. Если они ниже 11 вольт, то смело несите аккумулятор на подзарядку.

Двигатель может не запускаться и при обрыве ремня ГРМ. В этом случае стартер очень легко крутит двигатель. Проверить целостность ремня элементарно. Еще случается, что сбиваются фазы управления работой форсунок и катушек зажигания из-за «проворачивания» прорезиненного шкива коленчатого вала.

Андрей СТРЕЛЬЦОВ