Вечерний Северодвинск
Номер от 9 октября 2003 г.

К «гармошкам» прибавятся «Форды»
Побывав в Чехии, Сергей Неумывако убедился, что развитие родного пассажирского автопредприятия способно приблизить его к европейским стандартамю Собственно, в Чехии каких-то «сюрпризов» Сергей Неумывако не ожидал.

Информацию о том, что предпродажная подготовка «Икарусов» для северодвинского пассажирского автопредприятия вписывается в контрактные сроки, он получал регулярно. Поехал, чтобы своими глазами увидеть, как работают транспортники в процветающей Европе. И сравнить с тем, что происходит в родном ПАТП.

XОДИЛ, смотрел, донимал всех вопросами. К собственному удовлетворению сделал вывод: развитие предприятия идет в нужном русле. О своих впечатлениях Сергей Николаевич рассказал и корреспонденту «Вечернего Северодвинска».

- Сергей Николаевич, по лизинговому договору ПАТП в октябре должно получить 30 чешских автобусов. Что предопределило выбор?

- Причин несколько. Начну хотя бы с того, что на пятилетний «Икарус-280» чехи дают гарантию, что двигатель должен обеспечить пробег автобуса до 100 тысяч километров. Гарантия на покраску кузова - 5 лет. Для сравнения: производители ЛиАЗа на новый кузов дают годовую гарантию. Если сопоставить цену и качество, то приобретение чешской «гармошки» предприятию в 15 раз выгоднее российского аналога.

Приходится учитывать и эксплуатационные характеристики. Скажем, в условиях гололеда «Икарус» ведет себя более предсказуемо. И наконец: именно под «Икарусы» мы развивали ремонтную базу.

- Сумма контракта по вашим словам составляет 54 миллиона рублей. Груз долгов не пугает?

- Срок возврата кредита банку - два года, все наши партнеры, участвующие в лизинговой сделке, могли убедиться, что финансовое положение предприятия устойчиво и вполне предсказуемо. Подчеркну: принятый два года назад план капвложений в развитие ПАТП выполняется тютелька в тютельку. К примеру, по итогам работы за 2002 год мы получили 22 миллиона рублей чистой прибыли. В нынешнем этот показатель приблизится к миллиону долларов. Мы не скрываем реального положения дел, что вызывает доверие.

- Сергей Николаевич, для горожан куда важнее знать, каким образом эти самые 30 «Икарусов» изменят ситуацию с транспортным обслуживанием? В последние недели увеличилось число нареканий на то, что интервал движения автобусов на основных маршрутах увеличился.

- Соглашусь, что сбои допускались. При том износе техники, который приближается к критической отметке, это и неудивительно. Что изменится? Уже утвержден новый план, добавлено 60 графиков, в итоге это и приведет к сокращению интервалов движения автобусов на маршрутах. В черте города все перевозки будут осуществляться с помощью «Икарусов». Для этого на линию каждый день должно выходить 80 машин. С учетом тех «гармошек», которые должны к нам поступить, то, что транспортное обеспечение нареканий вызывать не будет, сомнений не вызывает.

Меня больше волнует перспектива. Да, уже в текущем году мы спишем 16 ЛиАЗов-677, которые не прошли кузовной капремонт. Не за горами 2005-й, когда придет очередь выводить из эксплуатации те «Икарусы», которые уже отходили по 17 лет. Нужно будет отправлять в металлолом 18 «ПАЗиков». То есть подойдем к рубежу, когда потребуется обновить автопарк наполовину.

- Будете брать опять же бывшие в эксплуатации?

- Рассматриваем различные предложения. На днях к нам приезжал представитель холдинга «Российские автобусы», знакомились, в частности, с новинками Ликинского автозавода. Выбор, признаюсь, невелик. Изучаем и зарубежный рынок. Есть фирмы, которые готовы поставлять автобусы в лизинг. Причем не привлекая банковские и иные посреднические структуры. Говорят: «Мы вас знаем и готовы предоставить рассрочку платежей...»

- Что сдерживает?

- Отсутствие соответствующей базы. Ведь если мы купим, к примеру, автобусы фирмы «MAN», то они потребуют высочайшей культуры обслуживания.

- Для сравнения, как это делается в той же Чехии?

- Структура типичного чешского автотранспортного предприятия примерно такова. У них в самостоятельное производство выделен ремонтно-механический завод. Существуют и мастерские, где производится техобслуживание автобусов, устраняются мелкие неполадки. И отдельно вынесены эксплуатационные охраняемые площадки. Водители в голубых рубашках подъезжают к ним, пересаживаются за руль маршрутного автобуса - и в путь.

В таком направлении предполагаем двигаться и мы. Многое из того, что увидел, изучая опыт чешских коллег, каким-то открытием для меня не стало. Подобные схемы структурных преобразований ПАТП уже прорисовывались. Они разумны.

- И каким видится северодвинский вариант?

- Скажем, участок отстоя транспорта мы предлагаем разместить на нынешней территории АТК стройки, где могут быть оборудованы и участки для обслуживания автобусов. Плюс рядом - автозаправочная станция. Уже сегодня мы едва размещаем технику, с приходом же партии «Икарусов» проблема обострится до предела. Смешно сказать, но в силу такой вот скученности техники автобусы подчас сталкиваются внутри ПАТП.

Если наше предложение будет поддержано, то развитие получит и ремонтная база. На месте мы не топчемся. Уже закуплено оборудование для инструментальной диагностики автобусов. Намерены перевести на автоматизированный учет складское хозяйство, создать электронную базу данных на каждую единицу транспорта. Чтобы через компьютер механик смог получить информацию, когда, на каком автобусе требуется замена масла, какой пора ставить на ТО. Не дожидаясь, когда техника пойдет вразнос.

- Мы пока больше говорим о «железе»...

- Я и подвожу к тому, что требуется создать такие условия труда, которые бы изменяли у людей само представление о культуре производства. Кстати, если говорить о «человеческом факторе», то действующий на предприятии «Коллективный договор» представляет весьма увесистый талмуд, в котором четко оговариваются обязанности администрации по предоставлению социальных гарантий работникам. Так и должно быть. Многое уже сделано для улучшения условий труда специалистов. Летом 2004-го сдадим бытовой корпус. В ближайших планах - рядом с проходной поставить банкоматы, чтобы исключить очереди в дни аванса или получки. Когда-то мы подойдем и к тому, что оденем своих работников в приличную униформу.

- И последнее, Сергей Николаевич: намерено ли ПАТП расширять сферу услуг, выходя за рамки обслуживания городских маршрутов?

- Во-первых, из тех 30 «Икарусов», которые мы ждем, пять «туристов». Пожалуйста, любая организация может заказать их, чтобы с комфортом отправиться в туристическую поездку. Покупаем и представительские «Форды», которые могут обслуживать прибывающие в Северодвинск делегации, VIP-персон. Заказывайте.

Беседовал Василий РАШЕВ