Вечерний Северодвинск
Номер от 24 сентября 2003 г.

За рулем я – сногсшибательна
Лучшие водители получаются из трусих

Женщина за рулем. Сколько мужчин проехалось по этой теме. Да еще как! И потенциальным преступником нашу сестру называя, и обезьяной с гранатой (на себя бы посмотрели). А один психолог тему обучения женщин вождению втиснул между проблемами нежелательной беременности и одиночества. Мол, все одно - ничего хорошего.

BСТРЕЧАЮТСЯ, правда, и в мужской прессе проблески сознания. «То, что все бабы дуры - это предрассудок», - наконец-то догадался один из коллег. Из последнего опубликованного я бы отметила, пожалуй, только юмор Николая Фоменко, от лица дамы блеснувшего: «Когда я за рулем, я сногсшибательна».

Подвожу итог своего маленького исследования: война полов продолжается, мужской шовинизм побеждает. На словах. А на деле огромная армия наших сестер слушает да ездит. На каждой восьмой бегущей по дорогам России машине.

Вам, сильные, смелые, сногсшибательно выглядящие за рулем женщины, этот разговор посвящается. И тем, кто уже приступил к изучению 256 дорожных знаков, и тем, кто еще только собирается...

Итак, в разговоре участвуют: ни разу не державшаяся за руль женщина и двое мужчин - мастера практического вождения автомобиля Николай Стахеев и Алексей Минин. Спрашивать о том, как они относятся к выбранной теме, глупо: так сложились обстоятельства, что оба в основном учат именно слабый пол чувствовать себя сильным на проезжей части. А вот почему женщины все настойчивее овладевают этой наукой, и какая она - дама в автомобиле, - попробуем с их помощью обобщить.

- Если вы возраст имеете в виду, то ученицам нашим - от 18 до 60 лет. Социальное положение - разное. Необязательно это обеспеченная дама, недавно уборщица у нас училась. Примерно сорок процентов женщин получают права потому, что им нужно для работы. Следующая категория - те, кого мужья отправляют за наукой с корыстной целью: «Выучится, будет меня на дачу возить, а я рядом пиво попивать». У кого-то ситуация другая: машину купили, сыну она не нужна, а муж нервный. Вот семейный совет и решил: «Учись, мама!» А бывает - просто мечта всей жизни.

- Интересный факт вычитала: большинство мужчин все-таки соглашаются, что женщинам руль доверять можно. Но руль абстрактной машины. Когда речь заходит о собственном автомобиле, они чаще говорят: «Нет, ни за что!»

- Это большая проблема. Когда обучение заканчивается, у супругов нередко скандалы возникают. Не хотят мужья отдавать машины. У одной ученицы дело даже до развода дошло. Но большинство мужчин рано или поздно мирятся с такой ситуацией. Вождение - это один из последних видов деятельности, который женщины отбирают у сильной половины.

- Труднее, наверное, нас учить?

- Наоборот, легче! Женщины более исполнительны, мягче управляют машиной, аккуратнее. Старательнее учат правила, разрываясь при этом между уборкой, стиркой, детьми и мужем.

- Ну а насчет эмоциональности как?

- «Ой», «Ай», «Мамочка» постоянно вскрикивают. Просим их хоть раз «Папочка!» сказать - не получается. Редко, но иногда и мат выскакивает. Потом краснеют. А вот на них кричать ни в коем случае нельзя, тут же замыкаются. Бывает, и плачут, когда что-то не получается. От досады на себя, потому что хотели все и сразу. А так не бывает.

- Истерик, наверное, вы наслушались?!

- Нет, это мужчины могут в сердцах так дверкой хлопнуть, что окна зазвенят. Женщины более сдержанны.

- Кокетничают?

- Бывает, глазки строят, но мы сразу объясняем: инспектора ГИБДД не охмурить, он лицо незаинтересованное, ему все равно, кто за рулем сидит.

- Раз уж начала тему женских чар, решусь спросить: жены вас не ревнуют к работе?

- Моя каждый раз говорит: «Ну, все, хватит рассказывать про своих учениц, теперь скажи, какая я у тебя хорошая», - улыбается Николай Николаевич. - А насчет ревности - это у них надо спросить, мы вроде не замечали.

- Смею уверить: если что, заметили бы! Что труднее дается вашим ученицам?

- Задний ход, парковка. Чего не умеют, того и боятся больше всего. Для кого-то проезд каждого перекрестка - подвиг. Но, поверьте, у мужчин все так же, просто они на вид более самоуверенные. Отличие, пожалуй, в том, что многие женщины «лево» и «право» путают.

- Ой, а я думала, что у меня одной такая проблема в жизни.

- Значит, вы из большинства, процентов 70 путают, ничего страшного в этом нет, привыкают.

- Третий месяц сижу рядом с мужем-водителем. Честное слово, голова кругом: знаки, светофоры, пешеходы, встречные машины... Это сколько всего нужно контролировать одновременно!

- Вы попробуйте сосчитать, сколько всего разом на кухне делаете. Много? Ну вот, то же самое за рулем автомобиля, - приближает разговор к бытовой теме Николай Николаевич. - Сначала взгляд, конечно, только на дорогу. Потом я своим ученицам так говорю: если вы во время движения увидели подругу и оценили при этом ее новое пальто - хороший признак. Значит, вы можете охватывать всю ситуацию, - добавляет Алексей Николаевич.

- А чем ближе к экзаменам...

- ...тем больше нервное напряжение. И это проблема, с которой не может справиться никто из инструкторов. Да мы и сами каждый раз волнуемся вместе с нашими подопечными. Когда сидим рядом в автомобиле, подсчитано, каждые три минуты предстрессовое состояние испытываем. Недаром раньше у инструкторов по вождению был отпуск 72 рабочих дня. Ну а про экзамены и говорить нечего, легче самим сдать. А они выходят в слезах. Не сдали - ревут, сдали - тоже ревут.

- Меняются ли ваши ученицы, получив права?

- Конечно. Они становятся более уверенными, независимыми.

- А в первый же самостоятельный выезд у машины на перекрестке вдруг глохнет мотор, а притормозившие сзади мужчины так несдержанны...

- Очень интересно рассказала о такой ситуации одна чешская писательница. Перекресток, неполадка в моторе, сигналящие за спиной машины. Вышла эта дама из авто, подошла к мужчине-водителю: «Вы как профессионал не смогли бы за меня включить передачу, а я в это время за вас погужу?»

- Класс! Ну а как женщине реагировать, если ее бессовестно «подрезают»?

- Ни в коем случае не ругаться бранными словами. Мы учим сказать в этом случае одно: «Двоечник!» И слово необидное, и вас самих оно не заводит. Нервничать на дороге опасно.

- Пару слов о женщинах-пешеходах.

- Вы более безалаберно себя ведете на дороге. А насчет того, как водители относятся к пешим, есть анекдот. Один мужчина спрашивает другого: «Твоя жена уже научилась водить машину?» - «Нет, но пешеходов уже ненавидит». Наши дамы на водительском месте тоже иногда не сдерживаются: «У, тетка глупая, или иди, или стой!»

- Женщина за рулем - это красиво?

- Залюбоваться можно. Они ведь и цвет автомобиля под себя подбирают, теперь есть такая возможность, или наряд в тон. Однажды в Сочи я видел женщину на «Мерседесе»: белый салон и она в красном платье. Эффект обалденный, - вспоминает Николай Николаевич. - Северодвинские женщины тоже умеют выглядеть на все сто.

- Порадуйте женское сердце, еще раз подтвердив, что наша сестра аккуратнее мужчин ездит. Ведь по сводкам ГИБДД...

Вы, наверное, не поверите, но у меня два свидетеля: именно в этот момент за окном кабинета раздались такие привычные для перекрестка улиц Первомайской и Пионерской «бац», «хлоп» и «дзинь». А теперь угадайте с трех раз, кого мы, подскочив к окну, увидели выходящими из разлетевшихся в разные стороны машин? Правильно, мужчин. Смотреть пантомиму в их исполнении не стали. Профессионалы тут же определили, кто виноват, и продолжили разговор.

- Сами видите. И по сводкам ГИБДД участие женщин в дорожных происшествиях - большая редкость. И нетрезвая женщина за рулем - нонсенс. Хотя уже попадаются, к сожалению. Кто пример подает? Мужчины! Да и законы нынче лояльными стали.

- Учениц своих на дороге часто встречаете?

- Постоянно! Ругаем, чтобы руками нам радостно не махали, забыв о руле. Еще в советские годы был случай: получил человек права, сел в первый раз за руль новенькой машины, встретил по дороге своего инструктора. В знак благодарности поприветствовал его и тут же врезался в автобус.

- Ну а теперь подытожим: где и сколько нужно учиться, какое время года для этого выбирать?

- Основной рекламный слоган нынче - «Быстро и дешево». Не надо ему верить. Это не то время и не те деньги, которые нужно экономить. Учиться нужно так, чтобы не переучиваться: раз и навсегда, причем на чужих ошибках. Лучше начинать занятия осенью, чтобы и асфальт застать, и гололед, а закончить в зиму. В среднем на учебу уходит от полутора до двух месяцев. Но, получив права, вы получаете только документ на право тренироваться самостоятельно. Для того чтобы почувствовать себя уверенно, необходимо еще лет пять и около ста тысяч километров. Главное, чтобы за это время не появилась опасная самоуверенность. Ситуации становятся все сложнее. Если в 90-х годах в Северодвинске было 3 тысячи машин, то сейчас 40 тысяч. А дороги те же, и асфальт, можно сказать, тот же.

- Кого никогда и ни за что не возьмете в ученики?

- Своих жен и родственников.

- Можно ли заранее сказать, годится ли женщина на роль водителя?

- Если у нее чувство ритма есть, слух хороший, зрительная память, быстрая реакция и умение быстро принимать решения - значит, все в порядке.

- Все понятно, кроме чувства ритма.

- Ваши четыре конечности должны действовать отдельно, но во взаимосвязи. Так что если вы умеете одновременно топать ногами и руками хлопать - значит, водить машину точно научитесь.

- Топать-хлопать я умею, но боюсь.

-А из трусих самые хорошие водители как раз и получаются!

-Ольга ЛАРИОНОВА