Вечерний Северодвинск
Номер от 24 сентября 2003 г.

«Спасите от нежданной невестки»
Как жить, если жить невозможно?

Пятничную тишину нашего редакционного кабинета нарушил срывающийся на плач голос пожилой женщины: «Помогите, не знаю, как жить дальше. Сын привел в нашу двухкомнатную квартирку женщину. Они заняли все пространство, одежду в шкаф не могу повесить, холодильник боюсь открыть...»

Опять «Что делать?»

По словам Ирины Ивановны (имя я, разумеется, изменила), последней каплей в накопившемся море обид стало то, что неофициальная невестка пенсионерки на днях вызвала психиатрическую бригаду скорой помощи. Мол, хотела мать сожителя в психиатрическую лечебницу определить, чтобы «жить стало легче, жить стало веселее». Еле отбилась при помощи соседей, которые подтвердили: никакой опасности для людей Ирина Ивановна не представляет.

Ситуация, на мой взгляд, довольно типичная. Ирине Ивановне за пятьдесят, у нее своя жизнь, в прошлом, в настоящем и в будущем. Сыну - тридцать три, и у него тоже своя жизнь, свои взгляды, устремленные наверняка только в будущее. Две женщины на одной кухне в шесть квадратных метров. Одна - мать, родной, конечно, человек, но по сути мешающий. Вторая - любимая женщина, приехавшая в Северодвинск из какого-то глухого района, без денег, без прописки, без достойного образования, без жилья, с характером, но - любимая.

От частного к общему

Нет, не светит простой северодвинской пенсионерке Ирине Ивановне пойти в Сбербанк и взять кредит на жилье. Как не войти ее молодому и здоровому сыну, скажем, в муниципальную ипотечную программу, в соответствии с которой уже в ближайшие годы он бы де-факто стал обладателем отдельной квартиры. Нет у них на это денег. Ни у них, ни у тысяч других горожан. За все годы в Северодвинске построено три с половиной миллиона квадратных метров жилья. Очередникам, стоящим в очереди с 1976 года, необходимо еще два миллиона. Однако городские власти не устают повторять: время бесплатных квартир прошло, можешь - плати, не можешь...

Не знаю, поддается ли счету количество инфарктов и покалеченных судеб из-за этого самого «не можешь». Буквально месяц назад женщина, мать двоих маленьких детей, спрашивала у редакции, как избавиться от мужа-алкоголика. Некуда его выселить и квартиру выгодно не разменять. В лучшем случае ей с детьми достанется однокомнатная, а ему - комната, правда, алкаши у нас разборчивые пошли, категорически не хотят в коммуналку ехать. И вряд ли этой женщине кто поможет с горем разобраться. Местная жилищная политика (если, конечно, о таковой можно говорить) направлена на решение жилищных проблем достаточно обеспеченных северодвинцев, тех, у кого, по сути, проблем-то особых с крышей над головой нет. Разве что поменять нормальную квартиру на более комфортабельную. Поэтому советовать что-либо пришедшей в редакцию Ирине Ивановне или позвонившей супруге пьющего мужчины мы, увы, не беремся.

Марина НЕВЕРОВА