Вечерний Северодвинск
Номер от 24 сентября 2003 г.

Что делать с покойниками?
67-й сезон Северодвинского театра открылся премьерой

Городской театр поставил итальянскую пьесу «Гамлет в остром соусе».

Драматург Альдо Николаи переписал знаменитую трагедию, сделав смешными ее персонажей, ситуации, всем известные реплики. Впрочем, те, кто умирает у Шекспира, умирают и здесь, и даже добавился один труп, так что это комедия, в которой натыкаешься на трупы.

CИНЬОР Николаи предложил поиграть не «Гамлета», а с «Гамлетом». Нашим ответом Николаи была растерянность.

У этого спектакля драматическая предыстория. Режиссер Сергей Сушенцев, начав работу над ним, вскоре отказался от постановки. Срочно выписали из Москвы режиссера Юлию Рихтер, но, по-видимому, она не смогла вот так вдруг найти сценическое решение для пьесы, не нашла к ней ключик. В результате осталось загадкой, зачем Николаи все это написал и чего ради Северодвинский театр бросился это ставить. Неужели для того, чтобы сказать, что и кухарка может управлять государством?

Ну а игра с «Гамлетом», а Шекспир? Уважаемый Шекспир, подождите немножко. Все заняты на кухне. Кстати, что это вы так намусорили? Покойники везде валяются. Совсем не знаем, что с ними делать.

Но, может быть, потому они валяются, что перед нами комедия ХХ века, что комедийные условности уже не в состоянии сдержать напор трагического...

Смысловой насыщенностью спектакль близок к среднестатистической постановке бывшего главрежа театра Иванова. На этой премьере явился призрак Вячеслава Александровича и воззвал: «Помни обо мне!» Да разве забудешь семь сезонов с Ивановым! Мрачное было времечко...

Однако вернемся к нашему «Гамлету». Об актерских работах трудно судить. В замысле актер или нет, не определишь за отсутствием замысла. Тем не менее актеры лепят характеры, пытаются отыграть репризы, и иногда получается весело. Вот, скажем, королева - Людмила Поваляшко смачно выпивает водочки... бродит, пошатываясь, по дворцовой кухне... делится своими бедами с поварихой... вдруг хохочет. Этакая жизнелюбка.

Поздравим Михаила Прилуцкого: и он сыграл Гамлета. Получился кислый молодой человек, озабоченный «проблемой выбора»: пить или не пить? плыть или не плыть? дуэль или бронхит? Пока он мыслит, ему подносят тортик: не угодно ли принцу? Не угодно - тухлятина.

Лучшее же в этом спектакле, как и в случае с «Маскарадом», - программка в исполнении художника Дениса Стальмакова. Она свернута треугольничком - «письмецо в конверте». Разворачиваешь, а «письмецо» разрисовано перцами-томатами - ингредиентами острого соуса. На одном из перцев - название спектакля. Тут налицо дизайнерское решение, изобретательность и т.п.

Лозунг дня: поднимем репертуар театра до уровня его программок!

Андрей НЕФЕДОВ