Вечерний Северодвинск
Номер от 24 сентября 2003 г.

Этот трудный «легкий» жанр
Инара Гулиева о мюзиклах, провинции и о себе

Гастрольный спектакль Московского академического театра оперетты - классическая «Баядера» Имре Кальмана - мог поставить в тупик любого интервьюера.

TОЛЬКО народных артистов России, настоящих народных любимцев на сцене северодвинского театра драмы выступало трое: Светлана Варгузова, Юрий Веденеев, Виталий Мишле; а были еще и актеры молодого поколения, сразу привлекшие внимание зрителей: лауреат международного конкурса Светлана Криницкая, Игорь Большаков... К кому же обратиться? Но есть человек, который управляет этим созвездием. И не только управляет, но и сам с успехом участвует в общем хоре. Режиссер, автор либретто, балетмейстер, исполнительница острохарактерной роли главной интриганки - все это заслуженная артистка России Инара Гулиева.

- Как удается совмещать, и столь успешно, такие разные, казалось бы, функции, да еще и сниматься в кино, вести образовательные передачи об оперетте?

- Это удается тысячам людей. На самом деле все это близкие профессии, они идут рядом. «Совмещала» их я с самого начала - когда окончила вуз по двум отделениям, актерскому и режиссерскому. Конечно, главную роль в спектакле, который ставишь, сыграть сложно, поэтому я обычно беру роли второго плана, чтобы была возможность взглянуть на действие со стороны.

- В беседе с артистом театра оперетты не избежать вопроса о новомодных мюзиклах...

- Мне непонятно, когда говорят о «новомодных мюзиклах». Первый мюзикл появился в 1866 году - он всего на восемь лет «моложе» оперетты! Есть, конечно, и специфика у каждого из этих жанров: в мюзикле, например, усилена танцевальная, хореографическая линия, а также, в отличие от оперетты, возможна драматическая развязка сюжета. Но всегда эти жанры очень тесно переплетались и соединялись. Америка в свое время, например, с ума сходила от Оффенбаха, Штрауса - они концертировали там, от «Веселой вдовы» Легара; американские композиторы делали свои аранжировки, дописывали оперетты... Что касается нашей страны - возьмите фильмы Александрова: это же самые настоящие мюзиклы! Поэтому вряд ли стоит говорить о том, что этот жанр открыт только сейчас...

- Задавая этот вопрос, обычно имеют в виду нашумевшие «Нотр-Дам», «Метро», «Чикаго»...

- В свое время в Америке стояла такая проблема: некому было петь и играть в классических мюзиклах Портера или Фримля - для этого требовались исполнители слишком высокого уровня! Все дело в профессионализме или непрофессионализме создателей спектакля, а не в жанре.

- Инара, вы не только часто и много гастролируете, но и ставите спектакли по всей России - от Воронежа до Магадана. Что можете сказать об уровне культуры в провинции?

- Знаете, никого не могу порадовать. Опять же разница не в регионах, а в людях, в их профессионализме и отношении к делу. В нынешней рыночной ситуации культура может и в столице существовать очень тяжело. Конечно, в Москве «гуляют» другие деньги, там легче искать спонсоров, больше возможностей для «вливаний». Но разница определяется только этим. В целом уровень повсеместно примерно одинаков...

Что остается нам, зрителям? Спектакли, созданные такими мастерами.

Беседовал Алексей ЯНИН