Вечерний Северодвинск
Номер от 5 сентября 2003 г.

Депутатское чтиво
Балансировка развала-схождения российского бюджета

Еще на заре моего замужества мама, мудрая женщина, наставляла меня, что хорошая жена всегда считается с увлечениями мужа, а в идеале демонстрирует ему свой живой интерес к ним. Применяя на практике полученные уроки, я попросила мужа-автолюбителя рассказать про балансировку. Он посмотрел на меня с сомнением, но начал объяснять, стараясь быть доходчивым. Делать умное лицо и кивать с понимающим видом мне надоело уже на второй минуте. Прости, мамочка, это выше моих сил.

Неудивительно, что когда я услышала раз, другой, третий о том, что бюджет 2004 года получился сбалансированным, меня сразу потянуло на зевоту.

Политики и финансисты у нас, я так понимаю, в основном мужчины, а стало быть, автомобилисты, иначе почему они так часто употребляют по отношению к новому бюджету прилагательное «сбалансированный». Правда, «баланс» - термин еще и бухгалтерский. И если в машинах я не смыслю, то уж здесь моего умишка хватает понять, что бюджет на то и бюджет, чтобы этот самый баланс присутствовал. А может, имеется в виду основное значение этого слова - равновесие, и часто повторяя о сбалансированности, нас стараются убедить в том, что соблюдены интересы всех, и всех этот документ устраивает. А вот и нет. Кроме Москвы с Кремлем и Белым домом, у нас еще и регионы имеются. Да и сама Москва, не бедный, надо сказать, городишко, не в восторге от «финансовой библии» следующего года.

К началу осенней сессии Госдумы проект бюджета, по сути, прошел так называемое нулевое чтение. Оно то и показало, что особых претензий у парламентариев к проекту нет. Надо отдать должное правительству. Понимая, что раз в четыре года принятие федерального бюджета отягощено предвыборной лихорадкой, скоротечной, но требующей внимания, оно, заявив для приличия, что не собирается превращать бюджет в предмет торга с депутатами, сделало шаг навстречу внезапно проснувшимся избранникам. Федеральный бюджет 2004 года, по словам министра финансов, получился «одним из самых передовых и амбициозных за последние годы». Правительство, отметил Кудрин, «смогло вскрыть все резервы и эффективно распределить средства по ключевым приоритетам».

В 2004 году доходы федерального бюджета запланированы в объеме 2 трлн 742 млрд 850,4 млн рублей, расходы - 2 трлн 659 млрд 447 млн рублей, а профицит составит чуть больше 83 млрд рублей вместо первоначальных 95 млрд рублей. При этом в приоритетном порядке будут финансироваться статьи, имеющие наибольшую электоральную ценность. Речь идет о расходах на национальную оборону и правоохранительную деятельность (они составят почти 720 млрд рублей - 27,2% от общих расходов), судебную власть - 33,251 млрд рублей (1,3%); здравоохранение и физическую культуру - 48,209 млрд рублей (1,8%) и социальную политику - 161,194 млрд рублей (6,1%). Одним из приоритетов бюджетной политики на будущий год стало здоровье нации: в федеральном Фонде обязательного медицинского страхования на проведение программы по оздоровлению детей запланировано 670 млн рублей. Расходы на образование будут увеличены на 21%, на физкультуру и спорт - на 37%. Правда, на днях министр образования Филиппов с гордостью объявил, что и в нынешнем году увеличение финансирования его ведомства составило 23 процента. Как сказалось это на состоянии наших школ и кошельков педагогов, в них работающих, мы с вами знаем.

Но аттракцион щедрости еще не закончился. Уже слышатся заявления наиболее активных представителей депутатского корпуса, что они не будут голосовать за бюджет, если в нем не увеличатся расходы на поддержку сельхозпроизводителей, дорожное строительство, образование, оборону, развитие космоса, инвестиции в реальный сектор экономики, строительство жилья, и далее по предвыборной программе. Очень может быть, что бюджетные расходы придется еще больше увеличить. Но то, что бюджет будет принят в рекордно короткие сроки, сомнению не подлежит.

Главной «фишкой» бюджета на следующий год является фонд в объеме 83,4 млрд рублей. Этакая «государственная заначка» на черный день, которая должна помочь стране пережить возможное падение цен на нефть. В этот фонд должны поступать все доходы, превышающие расходы, т.е. весь бюджетный профицит. Только вот досада: если цены на «черное золото» упадут до 17 долларов, нам хватит этих денег на семь месяцев, если до 15 долларов, то всего на четыре, а дальше как обычно, лапу сосать. Если же все сложится удачно, за три года таким образом удастся скопить 600 млрд рублей. Подобные копилки есть во многих странах. В некоторых они называются фондами будущих поколений. Если учесть, как у нас живется многим из нынешнего поколения, такое название могло сойти за издевку, поэтому наш фонд - стабилизационный.

Вместо обещанной налоговой реформы государство незначительно (с 20% до 18%) снизило налог на добавленную стоимость, отменило налог с продаж и перераспределило некоторые налоговые доходы. Догадайтесь, в чью пользу.

Выстраивание отношений между федеральным центром и регионами - это, казалось бы, исключительно политический вопрос. Однако он требует своего экономического подкрепления, поскольку власти, как известно, без денег не бывает. А не слишком ли много власти у регионов, все чаще задумывается центр, и зачем вообще регионам самостоятельность, да еще в предвыборные годы. И хотя нам внушают, что «не существует объективной основы для недовольства бюджетом со стороны регионов, поскольку общая пропорция распределения доходов между центром и субъектами Федерации в будущем году не ухудшится», у нас есть все основания этому не верить. Правительство лукавит, когда говорит о том, что доля субъектов Федерации в налоговых доходах следующего года возрастет до 44%, доля регионов в консолидированном бюджете 2004 года не превысит 40%. И губернаторам, как бы они ни старались, не удастся в ближайшие годы добиться изменения этой пропорции до соотношения 50 на 50, как предписывается Бюджетным кодексом РФ.

Некоторые регионы, как, например, Архангельская область, в свое время не вводили налог с продаж и поэтому сохраняли определенный набор местных налогов и сборов (на милицию, на благоустройство и т.д.). Теперь эти налоги отменены, однако предлагаемая Минфином система компенсаций их не учитывает, поскольку рассчитана только на компенсацию отмены налога с продаж.

Остается надеяться на смекалку городских и областных властей. Есть такая практика: прибедняться, плакаться и одновременно «химичить» со статьями доходов и расходов. Из года в год город придумывает, как бы ему при составлении своего бюджета обвести вокруг пальца область и заныкать лишнюю копейку, чтобы потом ею воспользоваться, исключительно на благо города. И в области тоже не дураки сидят, у них задача - сделать то же самое, но уже на федеральном уровне.

Правда, Минфин обещает, что планирует выделить регионам около 70 млрд рублей, регионам пообещали передавать часть средств от акцизов на алкоголь и топливо, часть доходов от малого бизнеса и перераспределить налог на прибыль. В течение ближайшего года Минфин будет применять систему «целевых финансовых инъекций» в отношении тех регионов, которые наиболее пострадали от изменений в налоговом законодательстве. Но распределяются эти финансовые уколы на основе каких-то заумных методик, которые не в состоянии учесть реальные потери региональных бюджетов.

Первое чтение проекта бюджета пройдет на пленарном заседании Думы 19 сентября. Проголосовать сразу - лицо потерять. Поспорить с правительством - лишний раз засветиться на экране радетелем интересов своего избирательного округа. Но копейку - другую выторговать еще можно. Нам не повезло, некому от Архангельской области в нынешнем созыве Госдумы к микрофону прорываться. А так, глядишь, выяснилось бы, что в Северодвинске полно ветхого жилья, и хоть на один дом деньги бы нашлись.

Елена ОГОРОДНИКОВА