Вечерний Северодвинск
Номер от 27 августа 2003 г.

А в это самое время...
Достопочтенные обыватели гадали о «комбинированном флоте»

ДАЖЕ для обывателей Северодвинска, не говоря уж о корабелах, настоящим трубным гласом прозвучала фраза, в понедельник эффектно брошенная во Владивостоке главкомом ВМФ РФ Владимиром Куроедовым: «Больше великих подводных кораблей мы строить не будем».

Конечно, в истории нашего многострадального ВПК были вещи и похуже этой адмиральской реплики. Тем более что на бумаге вслед за этой фразой все - или почти все - вновь гладко. Главком заявил, к примеру, что российский военный флот будет пополняться многофункциональными надводными кораблями, созданными с применением технологии «стеллс», и станет не океанским и не прибрежным, а «комбинированным» - способным «защитить страну по побережью и отстаивать свои интересы в любой зоне Мирового океана». Причем эту задачу мы вполне сможем решить без всяких там авианосцев (на них пусть другие, от американцев до индийцев, разоряются). И вообще, Владимир Куроедов считает, что на вооружении ВМФ России должно находиться 12-15 стратегических и порядка 50 многоцелевых АПЛ. Причем ставка в российском ВМФ будет делаться, «в частности, на стратегические атомоходы четвертого поколения проекта 955 (класс «Борей»). Три из них заложены на «Севмаше». Спуск головной подлодки запланирован на 2005 год, а принятие на вооружение - в 2006 году», - так жизнерадостно подытоживает выступление адмирала ИТАР-ТАСС. Так что, казалось бы, живем!

А все равно грустно как-то.

Пусть аналитики доказывают, что «великие корабли» нам не нужны; допустим даже, что на самом деле так и есть. Не в том дело. Просто, наверное, мы все, в совершенстве овладев искусством читать между строк, давно поняли несложную вещь.

Если на каждой высокой трибуне оратор считает долгом распинаться на тему «Россия была, есть и будет...», то, стало быть, будем как-нибудь перебиваться с хлеба на квас. Но если то же начальство столь же официально и парадно заявляет, что самые большие современные ДЭПЛ должны быть не крупнее «эсок» (почему же не «малюток»?) Великой Отечественной, - если об этом говорится официально, то что же будет на деле?

Известно ведь, что боярское мышление подчиняется особым законам. Вот обычный человек скажет, что тот корабельный состав, «который достался нам от бывшего СССР, может жить еще 15-20 лет», - и это наверняка будет означать: хорошо, база есть - теперь этот задел надо развивать. Как поступают те же американцы со своими лодками, авианосцами и даже линкорами 30-40-летними и постарше: ко всему этому хозяйству регулярно добавлялось и добавляется что-нибудь новенькое, и весьма весомое.

Ну а если это говорит российский главком ВМФ? Где гарантия, что это не надо читать: «... Значит, 15 лет строить ничего и не надо»? Неудивительно, что на одном из интернет-сайтов заголовок «Россия не будет строить больших подлодок» сократили до «...Не будет строить подлодок». Без всякой задней мысли, очевидно, сократили, без всякой иронии. А между тем очень многозначительно получилось. Как многозначительна или уж, во всяком случае, двусмысленна формула, выбранная самим адмиралом: «России не нужен ни прибрежный, ни океанский флот... России нужен комбинированный флот...» Не правда ли, как-то невольно обращаешь внимание на первую часть: «Не нужен ни прибрежный, ни океанский...»? А ведь слово не воробей...

Станислав ЗЕЛЯНИН