Вечерний Северодвинск
Номер от 10 июля 2003 г.

Когда светил «прожектор»
Целый разворот «Трибуны рабочего» отвели результатам комсомольского рейда

В конце пятидесятых годов начала возрождаться в комсомоле забытая на какое-то время так называемая «Легкая кавалерия». «Кавалеристы» боролись за культуру производства, за рациональный расход материалов. Чистота на рабочих местах, сокращение простоев оборудования, своевременное обеспечение материалами - все это было точками приложения комсомольских сил.

«ПЕГКАЯ КАВАЛЕРИЯ» родилась еще в первые годы существования комсомола, но не зря же говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. Молодежь пятидесятых уже успела начисто забыть о традициях своих предшественников. Все рождалось как бы заново. Тогда-то и произошел курьезный случай, связанный с этим обстоятельством. На заседании комитета ВЛКСМ слушался отчет о работе комсомольской организации одного из цехов. А на этот период дела в той организации складывались неважно. Да к тому же еще комсорг отсутствовал, и вместо него отчитывался заместитель, который на большинство вопросов отвечал, что он «не в курсе».

Комсомольский вожак внимательно выслушивал замечания членов комитета, согласно кивал головой, но, когда ему порекомендовали организовать в цехе отряд «Легкой кавалерии», искренне возмутился: «Да вы что? Мы шлюпочную команду пробовали организовать и лодок не достали. А где же лошадей возьмешь?»

Однако «кавалеристы» в том цехе вскоре появились и работали неплохо. А в начале шестидесятых на смену «Легкой кавалерии» пришел «Комсомольский прожектор». Разницы между ними не было. «Прожектористы» были призваны также «высвечивать» недостатки.

И «Легкую кавалерию», и какое-то время «Комсомольский прожектор» на Севмаше возглавлял молодой инженер Аркадий Куницын. Все у него вертелось и крутилось, как положено. В цехах действовали штабы, проводились массовые рейды, издавались приказы директора. Начальники цехов старались сразу отреагировать на сигналы прожектористов, потому как их не оставлял без внимания и сам директор.

Один из крупных рейдов по использованию оборудования завершился в мае 1962 года. Перечень «находок», обнаруженных на территории предприятия, занимал толстую тетрадь. В то время я уже редактировал заводскую газету «Трибуна рабочего». Аркадий просил опубликовать результаты рейда, «не жалея газетной площади». Площади не пожалели, сверстали разворот, проиллюстрировав его множеством фотоснимков.

В том рейде принял участие редакционный работник Вячеслав Гладкобородов. Вместе с ним мы и переживали: пройдет ли наш опус, не снимет ли полосы цензура? Когда в назначенное время звонка от уполномоченного Главлита не последовало, стали готовить резервные полосы. Но все, к нашему удивлению, обошлось. Как потом стало известно, на стороне газеты оказался первый секретарь горкома В.М. Вертелов, завизировавший «крамольные» полосы. Кроме того, Владимир Михайлович похвалил вышедший номер на ближайшем совещании партработников. И для газеты это тоже было большой поддержкой.

Участники того рейда сфотографировались на память. А снимок сохранился в семейном альбоме Аркадия Куницына. На обороте надпись: «Штаб «Комсомольского прожектора», стоят слева направо: Юрий Герасименко, Валентин Пышный, Михаил Ярков, Аркадий Куницын, Леонид Корельский, Борис Романюк (прокурор). Сидят слева направо: Вячеслав Гладкобородов, Вениамин Матвеев».

Александр БУРЛОВ