Вечерний Северодвинск
Номер от 10 июля 2003 г.

Какую ораву лучше кормить?
Парламентарии Северо-Запада обменялись опытом законотворчества

Свалившаяся на северян жара стала поводом для первой дискуссии на пленарном заседании 25-й конференции Северо-Западной парламентской ассоциации, которая состоялась на прошлой неделе в Архангельске. Депутатские делегации из архангельского, мурманского, вологодского, ленинградского законодательных органов, а также Государственного совета Республики Коми почти договорились, что «для удержания хорошей погоды в Архангельске» стоит продлить работу конференции, а заодно и с городом познакомиться, что в погожую погоду делать куда приятнее.

ПОСЛЕ шутливой разминки и протокольных поздравительных речей пошла серьезная работа по повестке дня. С докладом «О формировании законодательства по выборам органов государственной власти субъектов Российской Федерации» выступил председатель постоянной комиссии по законодательству Архангельского областного Собрания Станислав Вторый. Он сообщил, что народные избранники Архангельской области вовремя «управились с заданием» федерального центра и приняли в третьем, окончательном чтении закон «О выборах депутатов областного Собрания» до 14 июля. Кстати, еще далеко не во всех регионах Северо-Запада принят такой документ. Но при обсуждении на конференции выяснилось, что он «не без шероховатостей». Сообщение Станислава Второго о том, что по новому законодательству состав областного Собрания увеличится вдвое (с 39 до 78), вызвало едкую реплику: «А избирателей-поморов спрашивали, готовы ли они кормить такую ораву?» Правда, тут же среагировал посланец Санкт-Петербурга: «Лучше «кормить ораву», чем разводить коррупцию, дешевой власти не бывает: чем меньше депутатов, тем легче лоббистам купить их».

Были и другие мнения, скажем, пополнить ряды народных избранников, но оставлять неизменным количество депутатов, работающих на постоянной основе, - это уменьшит затраты на содержание депутатского корпуса. Сошлись на том, что регионам нужно обменяться законодательными документами на эту тему, чтобы извлечь полезный опыт и избежать негативных моментов.

Еще одно новшество предстоящих региональных выборов вызвало дискуссию - пропорциональная система. Известно, что теперь в законодательный орган половина депутатов попадет по партийным спискам. И тут возникает вопрос, какими они должны быть - открытыми или закрытыми.

Архангельские депутаты, к примеру, утвердили второй вариант, хотя Станислав Вторый признал, что закрытые списки «не дают избирателям возможности знать и влиять на выбор партийных выдвиженцев».

- Списки надо открывать, - уверен председатель комитета по законодательству Санкт-Петербурга Игорь Михайлов. - Давайте, как говорит Задорнов, не будем лохматить бабушку, избиратель - не дурак, сам разберется, кто есть кто.

В Псковской области уже успели провести выборы по партийным спискам.

- Тогда еще федерального закона не было, - рассказал мне в перерыве между заседаниями председатель областного Собрания депутатов Юрий Шматов, - поэтому мы избрали по партийным спискам не половину, а треть депутатов. Сегодня у нас в Собрании две фракции - КПРФ (пять голосов) и «Единая Россия» (четыре голоса) - и еще блок «Вместе ради будущего» (два голоса). 10 депутатов - независимые. Самое главное, как показывает опыт, чтобы партии делегировали достойных людей. В этом смысле закрытые списки таят «подводные камни»: партиями практикуется выдвижение на первые позиции узнаваемых и уважаемых людей, которые потом, как правило, даже не идут на депутатскую работу, а проталкиваются кандидаты - «темные лошадки», ставленники бизнеса, властных структур. Не исключено, что такие партийцы могут иметь даже криминальное прошлое. Мы считаем, что закрытые списки - это очень плохо.

Обмен мнениями участники совещания сочли полезным. Вот оценка спикера Виталия Фортыгина: «На Северо-Западе мы стали одними из первых, кто привел областной закон о выборах в соответствие с федеральным, и для нас было важно проверить реакцию коллег. И потом: парламентская ассоциация собирает законодателей близких по географии, экономике и даже климату регионов, у нас много общих проблем, некоторые из них после детальной проработки и строгой сверки мнений мы совместно ставим перед федеральным центром, и это результативнее, чем если бы пробивался каждый в одиночку».

Алексей ОБЕРУК