Вечерний Северодвинск
Номер от 3 июля 2003 г.

Обман повышенной комфортности
Поквитайтесь за меня с проводницей Верой

Угораздило забраться в Саратов без обратных билетов домой. Боязни не выехать в конце мая с юга на север не было. Мало того, отсутствие в этом году очередей у железнодорожных касс даже удивило. Ведь билеты продавали уже на июль...

CАРАТОВ хоть и на Волге, но примерно в такой же глубинке, как и Архангельск. За тысячу верст от столицы, только в южном направлении. И путь туда самый простой, как и к нам, - в вагоне поезда. За день до отправления в саратовской кассе до Москвы и до Архангельска смогли предложить билеты только в вагонах повышенной комфортности и соответственно повышенной стоимости. Церемониться резона не было, разница в цене с обычным купейным билетом хоть и большая, но соизмеримая с гостиничными тарифами. Тем более интерес почувствовать повышенную комфортность от езды на российских железных дорогах давно не давал покоя. Переплатив примерно 250 рублей на саратовском поезде и 400 на архангельском, такое удовольствие я поимел 22 и 23 мая.

Одиннадцатый вагон скорого поезда Саратов - Москва принял тепло в прямом (за окном было плюс 28) и переносном смысле. Верхние полки купе были уже аккуратно застелены бельем, на столе лежали пакеты с местной прессой и продуктовые наборы-подорожники. А там: две булочки-минутки, коржик с орехами, йогурт, вяленая колбаска в вакууме, сырок, масло, шоколадный батончик, пакетики с чаем, кофе и сахарным песком, а также одноразовые столовые принадлежности. Каждому пассажиру вдобавок причиталось по бутылочке минералки.

Вскоре после отправления все купе нашего вагона обошла официантка с меню вагона-ресторана. Можно было заказать с доставкой «на дом» первые и вторые горячие блюда. Альтернатива сухому пайку. Естественно, за отдельную плату. Проводницы весь путь были милы, предупредительны, обходительны и заботливы. Окна в купе, по проходу и в тамбуре открывались. Туалеты все время выглядели чистыми, с мылом и бумагой. Рельсы были мягкими. Не бросало. Не трясло. Повышенную комфортность Приволжская железная дорога, как мне показалось, за 250 рублей сверху от моего билета отработала. На перрон Павелецкого вокзала Москвы я вышел выспавшимся, свежим и бодрым.

Вечером, предвкушая еще одну комфортную ночь под стук колес, шагнул в вагон №14 фирменного пассажирского поезда «Поморье» на маршруте Москва - Архангельск. Но вот заправленной постели на своем спальном месте не обнаружил. Не было и свежей прессы. Следов дорожного провианта тоже не наблюдалось. В душном купе окно не открылось. В проходе пассажиры смогли приоткрыть лишь одно, надежда на свежий воздух исходила только из предтуалетного тамбура. Последние глотки московского послегрозового воздуха пассажиры жадно глотали у входа в вагон. К проводнице Вере тем временем обращались не только они. Порученцы фирм и другие помощники архангелогородцев подносили коробочки, пакетики, коробки и пакеты с просьбой передать их встречающим в Ярославле, Плесецке, Архангельске. Вера, ничуть нас не стесняясь, торговалась:

- Координаты пишите точнее. Мне разбираться некогда. Если не встретят, никуда сдавать не буду!

Потом еще жаловалась, как она сильно рискует, помогая людям. Работает, бедная, уже два месяца одна. Выходных нет. Второго проводника на подмену дадут только летом. Поспать удается одну ночь из четырех, когда поезд ночует в Архангельске. За каждое нарушение начальство, не раздумывая, увольняет. До пенсии совсем чуть-чуть надо доработать.

И так пять или шесть раз. По 150-200 рублей за добрую услугу. Итого... Выслушал ее монолог и я персонально. Вера столько посылок набрала, что в своем купе все не спрятать. Понравилось ей мое доброе лицо, попросила она «сховать» две коробки в моем купе. Плетью обуха не перешибешь. Вспомнил я поговорку и помог бедной женщине. Растрогалась проводница и, когда поезд тронулся, попросила меня еще об одной услуге. Надо было помочь ей сходить до штабного вагона, принести прессу, минералку, печенье.

- Ну хоть часть от повышенной комфортности поиметь удастся, - думал я, разгружая пакеты в Верином купе.

Поделился радостным ожиданием с попутчицей, пенсионеркой из Североонежска. Она мой пыл остудила. Каждый год ездит в московскую больницу. Как инвалид первой группы - бесплатно, а потому (молодец!) в самом дорогом купе.

- Ни разу никакой еды не давали бесплатно, - уверяла она меня. - И за белье надо платить, и стелить самому.

Ну а когда пришла Вера за билетами, я ее напрямик спросил, что это за повышенная комфортность такая на Северной железной дороге имеется. За что 400 рублей переплачиваю?

- А за то, что хоть днем, хоть ночью кипяток в вагоне, - очень убедительно объяснила проводница. - В любое время можете обратиться к проводнику, чтобы купить чай или кофе, печенье или шоколадку. Свежие газеты есть. Обязательно приходите. А бесплатно у нас никогда ничего не было. Кстати, с вас 40 рублей 95 копеек за постельное белье.

Пошла Вера дальше по купе, только тогда оторопь с меня сошла. Я ухо к дверям. Не возмутится ли кто, так и я следом. Тихо! Права, значит, бабушка! В северном направлении повышенный комфорт - это когда кипяток бесплатный круглосуточно?

Слава богу, он и в обычном плацкарте теперь всегда есть, и к проводнику в любое время обратиться можно. То же самое белье постельное в полтора раза дешевле. И напиваться пассажирам не дают, скандалов не допускают, относительный порядок в вагонах поддерживают.

Обманула меня, как выяснилось, не саратовская кассирша. Это проводница Вера бессовестно врала в глаза. И, похоже, не в первый рейс. Чувствовала безнаказанность оттого, что обман северных, примороженных пассажиров в «комфортных» вагонах, видимо, уже в системе. Позвонив в Северодвинске старшему билетному кассиру, получил полное тому подтверждение.

В пассажирских поездах на Москву понятие «билет в купейном вагоне повышенной комфортности» включает и питание, и постельные принадлежности, и свежую прессу. Жаль только вот, потребовать справедливости, скорее всего, не представится случая. Билет я покупать буду заблаговременно в обычный вагон! Так что, дорогие северодвинцы, кого обстоятельства сведут с «проводницами Верами», поквитайтесь и за меня. Требуйте повышенную комфортность за повышенную стоимость билета.

Владимир ЕФИМОВ