Вечерний Северодвинск
Номер от 27 июня 2003 г.

Самый дешевый - тринадцатый
О проблемах, связанных с проездом к местам летнего отдыха, мы поговорили с начальником железнодорожного вокзала станции Северодвинск Анной Тучиной

Анна Алексеевна, вновь наступила пора летних отпусков, самое горячее время для ваших работников. С какими городами связывают сегодня Северодвинск стальные магистрали?

- Если говорить именно о Северодвинске, то здесь изменений нет. От нас по четным дням по-прежнему отправляется лишь поезд №215 до Москвы. А вот из Архангельска следует целый ряд дополнительных маршрутов - на Адлер, Новороссийск, Евпаторию...

- Вряд ли вас радует каждое новое повышение цен. Но, говоря о сегодняшнем дне, насколько выросли они по сравнению с летом прошлого года?

- С этого года у нас введена гибкая тарифная политика. Она вступила в действие 13 января. Весь год условно разбит на тринадцать периодов, в каждом из которых действует свой коэффициент индексации. Теперь мы заранее можем просчитать стоимость билета в тот или иной отрезок времени. Например, возьмем плацкарту до Москвы. С 15 января по 28 февраля она стоила 365 руб. 60 коп. С 1 марта по 25 апреля - 386 руб. 60 коп., с 26 по 30 апреля, во время детских каникул, - 332 руб. 80 коп., на майские праздники, с 1 по 9, - 315 рублей. И так - до конца года. В летний период цены, естественно, идут на повышение. В плацкартные вагоны незначительно, а в купейные и спальные выше и выше. В середине сентября пройдет небольшое снижение. Перед этим, в августе - пик повышения, до 40 процентов. Самый последний период, тринадцатый, действует всего один день - 31 декабря. Там цена билетов снижается на 44 процента.

- Чем хороша гибкая сетка для нас, пассажиров?

- Тем, что мы можем огласить эти данные на весь год вперед. Человеку дается возможность самому планировать наиболее приемлемый срок отъезда.

- В прошлые годы мы регулярно встречались с вами по не самому приятному поводу - были большие проблемы с приобретением билетов. Как обстоит дело в этом году? Случаются ли запарки?

- В общем-то, такого уже нет. В отдельные дни наблюдаются случаи, когда мы не успеваем обслужить всех пассажиров. Наш пассажиропоток, в сущности, непредсказуем, мы даже не можем понять, проанализировать, с чем это связано. С выплатой заработной платы - нет. С вводом тарифной сетки - нет. Бывает, что утром никого нет, думаешь, зря сегодня дополнительную кассу открыли. После обеда люди начинают подтягиваться, и случается, что до конца дня мы не успеваем обслужить всех.

Но таких очередей, как наблюдалось в прошлые годы, уже нет. На приобретение проездного документа люди затрачивают от 40 минут до часа.

- С чем это связано?

- С введением новой системы. Сейчас мы работаем на «Экспрессе-2 АКА». Но случаются проблемы со связью. Наша давняя головная боль - воздушная трасса между Исакогоркой и Северодвинском. То ветер замкнет провода, то из-за дождя связь пропадает, то упадет в болото подгнивший столб... По шесть-восемь часов бывали перерывы. Сейчас стало полегче, на воздушном сообщении у нас остался участок между Рикасихой и Лайской. На протяжении остального участка мы «вошли» в кабель. С помощью его сам процесс обработки идет значительно быстрее. В прошлом году было очень много нареканий от пассажиров на недостаточное количество мест в продаже. Особенно на обратный выезд. Приходили за 45 суток - мест нет, то они давались нам за 15 суток, то за 20... Неразбериха ужасная. Человек должен был несколько раз выстаивать в очереди. Сейчас данные по двум дополнительным вагонам, купейному и плацкартному, даются нам за 5 суток, но мы настаиваем, чтобы места в этих факультативных вагонах выдавались нам также за 45 дней, одновременно по всему составу.

- Анна Алексеевна, в силу вашей должности вы наверняка в отпуск или командировку отправляетесь по родной железной дороге. Насколько комфортно вам, как человеку, досконально знающему все правила перевозки пассажиров, все обязанности проводников, ездится по Северной железной дороге? Как часто глазом специалиста вы отмечаете какие-то огрехи в работе коллег?

- В прошлом году я выезжала в Евпаторию. Сама была свидетелем и грубости со стороны проводников, и недостаточного выполнения своих обязанностей в отношении поддержания чистоты в вагоне. Один туалет был закрыт, во втором недостаточно чисто, не всегда можно было налить кипятку из титана. Это очень тяжело сразу устранить. Несмотря на то, что устроиться работать проводником довольно сложно, кое-кто исполняет свою работу через пень-колоду.

Надо сказать и о вагонах. Летние дополнительные поезда формируются из вагонов, которые всю зиму стоят где-то в ранжирных парках. Стоимость проезда и тот уровень комфорта, который в них предлагается, зачастую не согласуются между собой. Эти беды, когда в дороге (какой там кондиционер!) не работает элементарная вентиляция, иногда окно невозможно открыть, сразу не искоренить. Правда, с октября нынешнего года мы ожидаем реформирования нашей сети по линии Министерства путей сообщения. Возможно, будут вноситься какие-то изменения в позитивном плане.

- Появление фирменных поездов и вагонов с повышенной комфортностью сказывается на пассажиропотоке? Велика ли категория людей, которые готовы переплатить, чтобы ехать «без головной боли»?

- Такие вагоны пользуются большим спросом. Особенно у командированных, которым оплачивается проезд. Но в силу ощутимой разницы в цене спрос на плацкартные места все же лидирует. Сравните: 408 рублей и 754, а в фирменном вообще 1132. Я имею в виду дорогу до Москвы. Хотелось бы, конечно, комфорта побольше, но...

- Анна Алексеевна, вряд ли стоит отчаиваться. Ведь и Москва не сразу строилась. Тем более что железнодорожное хозяйство в последние годы было запущено достаточно сильно.

- Да, в свое время нас подкосило повсеместное закрытие вагоностроительных заводов, но сейчас они начинают возрождаться. На линии начинают выходить новые вагоны, где предусмотрена система кондиционирования. Но стоят ведь они очень дорого, а наша система лишена всяких государственных дотаций. Пассажирское хозяйство тоже отделено. Ведь раньше пассажирские и грузовые перевозки существовали вместе, и за счет грузовых мы зачастую стабилизировали цены на пассажирские. А ведь мы не можем тарифы поднимать до бесконечности.

- По НТВ услышал, что российские железнодорожные кассы при продаже билетов в Калининград начали оформлять и визовые документы. Наши - тоже?

- При продаже билета до Калининграда (он в данном случае называется УПДЖД - упрощенный проездной документ по железной дороге) с помощью специального «ключа» кассир вводит паспортные данные пассажира в банк данных литовского посольства в Москве, где по каждому из граждан России принимается решение о возможности его проезда по территории Литвы. При наличии положительного ответа, который может поступить вплоть до истечения тридцати дней, пассажиру выдается соответствующее удостоверение, в случае отказа производится возврат суммы, полученной за билет. Об этом говорить можно очень много, у вас не хватит целой страницы. Вся информация по Калининграду размещена на вокзале в вестибюле, поблизости от помещения дежурного по вокзалу. Что будет непонятно - прошу ко мне.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ