Вечерний Северодвинск
Номер от 13 июня 2003 г.

Честных правил медички
Семейная история акушера Татьяны Палешевой

Сегодня Лена с мамой на работу пришли пораньше, с анализами надо было разобраться, пока пациентки в очередь не выстроились. Но без десяти восемь у кабинета уже стояла женщина:

- Примите меня, пожалуйста, очень спешу.

Конечно, не отказали, в кабинете №303 женской консультации №2 никогда недовольно не скажут: «Подождете!»

МАМА Лены, Татьяна Борисовна Палешева, работает здесь акушеркой. Дочка - второкурсница Архангельского медколледжа - на практике. Она - четвертое поколение медиков в семье. Ленина бабушка, Тамара Сергеевна Семушина, светлая ей память, эстафету от своей мамы приняла, хотя и было ей всего пять лет, когда мамочка, земский фельдшер Шенкурского уезда, умерла от дифтерии. Спасала кого-то, а себя для четырех детей не уберегла... Младшая дочка тоже фельдшером стала, тридцать шесть лет отработала на участке, который в ста километрах от ближайшей врачебной помощи. А когда умерла, весь поселок вышел проводить в последний путь добрую, честных правил «медичку».

Смахнула слезу Татьяна Борисовна, рассказывая семейную историю. А потом улыбнулась:

- Знаете, как я замуж вышла? Пришел парень после армии домой, попил колодезной водички и попал на «скорую» на маминой смене. Потом на ночное дежурство она пришла, спросила его: «Как, жених, дела?»

Дела у «жениха» шли уже, судя по всему, неплохо, потому как молодой человек к слову прицепился и поинтересовался: «А что, у вас невеста есть?» В общем, слово за слово, первая встреча за второй, и, получив 1 марта диплом об окончании медучилища, Танечка Семушина через два дня уже стала Палешевой.

Потом старшая дочка Наташа родилась (она с «красным» дипломом институт закончила и теперь работает детским психологом) и пришлось Татьяне Борисовне с мечтой своей расстаться окончательно. А была она такой большой, что по ночам снилась. Мечтала девушка доктором стать, два раза в мединститут поступала, но не хватило баллов. На третью попытку рассчитывать не рискнула и выучилась на акушерку.

А самым добрым сном все равно оставался такой: стоит она в аудитории у доски объявлений и видит свою фамилию в списке принятых. Счастливая просыпалась!

Шестнадцатый год работает Татьяна Борисовна акушеркой вместе с замечательным доктором Татьяной Головиной. Рядом с кабинетом и дочка Лена подрастала.

- Рядом с домом садиков подходящих не было, пришлось отдать нам Леночку в школу рано. 30 августа ей шесть лет исполнилось, а через день - ранец на плечи. Так и росла ну очень самостоятельным ребенком, с куклами в портфеле и ключом на шее.

А дома никого, а до маминой работы рукой подать. В общем, как ни строжила Татьяна Борисовна дочку, как ни пугала ее строгой заведующей, прибегала Лена в консультацию. И после полудня кто-то из коллег обязательно к ее маме в кабинет заглядывал и объявлял:

- Твоя уже сидит в гардеробе (или в регистратуре), помогает.

- Я так любила это делать, - рассказывает девушка, - анализы приклеивала, карточки искала. А больше всего любила, когда у мамы была дежурная суббота. Начальства тогда на рабочем месте не было и регистраторш тоже.

- Представляете, - улыбается Татьяна Борисовна, - заходят женщины в консультацию, а их там девочка лет десяти спрашивает: что у вас? Потом бежит ко мне докладывать. Это называлось «собрать жалобы». Сначала пациентки, конечно, удивлялись, но Лена им такие наводящие вопросы задавала, что доверяли ей и все, что нужно было, рассказывали.

А заведующая потом все равно на собраниях выговаривала мамам в белых халатах, объясняла, что дети должны сидеть дома, а не путаться у взрослых под ногами. Вот только если бы слушались ее неукоснительно дочки-матери, то в городе нашем медицинских работников, возможно, было бы поменьше. Многие маленькие помощницы вслед за мамами выбрали своей профессией медицину. И не жалеют.

Лену я об этом даже не спрашиваю. И без того видно: довольна очень. Девятнадцать лет всего девчонке, а такой она серьезный человек! Нет, не зубрилка, не затворница, просто знает, чего хочет. Сначала в северодвинском медучилище на младшую медсестру выучилась, теперь фельдшерские знания в колледже получает.

- Вступительного сочинения, наверное, все боятся. Мы тоже. А утром перед экзаменом проснулись и увидели, что наша комнатная роза совершенно неожиданно распустилась сразу семью бутонами. Тогда решили, что все будет хорошо. Сдали, поступили. - Татьяна Борисовна почти всегда говорит «мы», рассказывая о дочке.

У Лены тоже есть мечта - стать педиатром. Хирургию она отставила не после того, как на практике в операционной в обморок упала. Просто пришлось недавно самой стать пациенткой архангельской больницы, после чего твердо решила, что хочет работать с детьми.

- Почему, Лена? Они ведь капризные, толком ничего объяснить не могут? - спрашиваю я.

- Зато какие хорошие, забавные. Пятилетний малыш пришел один на прием, объяснил, что мама коляску с сестренкой на улице качает. «Чем тебя лечили?» - спросили его. И вы бы видели, как серьезно этот карапуз сказал: «Жаропонижающее мама давала». А другой упрется и никак ротик не открывает. Что делать? Да надо просто ему язык показать, расхохочется, и все в порядке будет.

Конечно, не просто Лене учиться, а родителям - ее учить. Стипендия в 119 рублей, никаких автобусных поблажек студентам на междугороднем маршруте, и еще за снятую квартиру в Архангельске приходится платить. По собственной зарплате отлично знает мама, что неденежную, мягко говоря, профессию ее дочка выбрала, но отговаривать не стала. Да и не получилось бы.

- Если просыпаешься и засыпаешь под телефонные мамины переговоры (постоянно ей звонят знакомые женщины, советуются), то не надо спрашивать, какое влияние она оказала на мой выбор. Я другой работы для себя и не представляла, - говорит Лена.

- А я счастливая мама, - говорит Татьяна Борисовна. И полагаюсь на судьбу: даст она «добро», исполнится мечта, будет в нашей семье доктор. Если у Лены это не получится, на пятое поколение будем надеяться.

Ольга ЛАРИОНОВА