Вечерний Северодвинск
Номер от 5 июня 2003 г.

Евгений Леонов-Гладышев: «Приходится работать «от лукавого»
Мой сегодняшний собеседник - известный артист театра и кино, президент Гильдии актеров кино Санкт-Петербурга.

Признаюсь, его сценические работы я пока не видел, но Евгений заверил меня, что еще не все потеряно. «Ведь жизнь кончается не завтра...»

ИТАК, Евгений, сколько вам лет?

- Дамы от подобных вопросов уходят, но я, слава Богу, не дама, поэтому отвечу прямо: мне уже пятьдесят второй.

- Поскольку мы ровесники, может быть, будем разговаривать запросто, на «ты»?

- Без сомнения. Мне тоже так удобнее.

- Женя, сегодня ты встречался с общественностью Архангельска. В своем выступлении очень твердо отстаивал свои попранные актерские права. Учитывая твою высокую общественную должность, расскажи, как сегодня живется питерским актерам, чем занимается Гильдия?

- Действительно, наша Гильдия носит чисто общественный характер, она не государственная, внебюджетная. Сегодняшний фестиваль, гостем которого ты, Александр, являешься, некий результат нашей работы. Пятнадцать лет тому назад группа людей, отлично понимающих, что на рубеже десятилетий рухнул кинематограф...

-А он действительно рухнул?

- Да, он развалился как отрасль, индустрия... И когда огромное количество выдающихся художников оказались на улице, надо было заниматься их социальной поддержкой. Прошли месяцы, годы, изменилась ситуация, появились телесериалы. Сегодня актеры, снимающиеся в них, зарабатывают, давай не будем лукавить, неплохие деньги. Если в среднем съемочный день актера стоит от 300 до 500 долларов, то у исполнителей главных ролей эта цифра значительно выше. В этом плане им живется полегче. Но не все идут на такой шаг. Допустим, замечательная русская актриса, которая совсем недавно получила премию за вклад в отечественную кинематографию и театральную деятельность, Алиса Бруновна Фрейндлих, никогда не сможет переступить через себя, чтобы за восемь-десять съемочных дней сыграть главную роль даже не за большие, а очень большие деньги.

- Она настолько капризна?

- Здесь дело вовсе не в актерских капризах. Если актеру или актрисе предлагается серьезная роль, то к ней надо очень тщательно готовиться. А сериал этого не позволяет в силу разных причин, в том числе и технологических. Я на встрече сегодня и говорил: вечером тебе выдали текст, за ночь надо его выучить, утром его просто произнести на уровне информации. А ведь информация - враг искусства. Кино, телесериал - не информация, хотя сегодняшнее телевизионное кино работает именно на этом уровне. Делается все, чтобы обыватель, сидящий дома у экрана, не задумывался, а просто принимал происходящее к сведению. Как можно сострадать или сочувствовать в то время, когда ты чистишь картошку, пьешь чай или просто лежишь на диване? Если мы загрузим телезрителя судьбой героя, ему просто станет неинтересно и он «уйдет» на другой канал. Сегодняшнее те-ле-ви-де-ни-е, в отличие от того, чего мы ожидали от него ( а ожидали от него искусства), ни в коей мере не стало им, превратившись в СМИ, политику, бизнес, во что угодно.

- Во многом с этим согласен. Домашний экран превратился в бесконечную говорильню на различных ток-шоу, причем, не гнушаются трясти грязным бельем на всю страну. Чего стоит, например, «Деньги не пахнут» на «Муз-ТВ»! Вот ты снимаешься в «Убойной силе». Как актер, гражданин, не лукавишь ли ты при этом?

- Саша, ты точно подметил. Конечно лукавлю и не раз в прессе говорил об этом. Сергей Снежкин - очень неплохой режиссер, толковый, у нас с ним замечательные отношения. Но сегодня на телевидении все решает продюсер. Позвонил Снежкину на студию Константин Эрнст из Москвы: «Пусть Леонов-Гладышев снимет усы. У него «не то лицо»! Но, простите меня, с этим «лицом» я жил тридцать лет. Костя еще в детский сад ходил, когда я уже снимался в «Сибириаде», «Забудьте слово смерть», могу назвать еще несколько главных ролей. Но одно слово поперек - и ты «выйдешь из кадра», скорее всего - навсегда. Это очень угнетает.

- Женя, давай не будем заканчивать разговор на грустной ноте. Желаю тебе и твоим коллегам и в Петербурге, и в Москве новой интересной работы и исполнения всех желаний.

- Знаешь, Саша, твоими бы устами...

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ