Вечерний Северодвинск
Номер от 30 мая 2003 г.

Жить надо, не мешая другим
Так считает главный санитарный врач Северодвинска Ирина Шупакова

За всех коллег не скажу, а мне при исполнении служебных заданий «на выезде», знаете, какой вопрос чаще всего задают? Увидев незнакомого человека на подведомственной территории, обязательно кто-нибудь спросит настороженно: «Вы не из СЭС?» И так почти всегда - в городском детском саду, в сельской столовой, в деревенском магазинчике. Можно, конечно, сказать: боятся, но в связи с праздником уточним: уважают у нас работников Госсанэпиднадзора.

ПРАЗДНИК у этой службы большой. 1 июня шестьдесят пять лет назад в нашем городе она стала самостоятельной, отделившись от горздравотдела.

С главным государственным санитарным врачом по Северодвинску встретиться было непросто. «На совещании, с посетителями разговаривает, в мэрии...» И так целую неделю отслеживала я график работы Ирины Шупаковой. Во второй пятидневке наконец нашлось «окно».

И раз двадцать, наверное, за час нашего разговора секретарю приходилось отвечать на телефонные звонки: «Ирина Ивановна занята». Так что отлично понимаю свою собеседницу, когда она говорит:

- Готовясь к юбилею, работала в архангельском архиве. Вот где красота: тихо, никто не трогает. И очень интересно было с документами знакомиться. Читать о болезнях, которые мы уже забыли: пеллагра, натуральная оспа, заболевания, связанные с голодом...

- Зато сколько новых. И сколько шуму вокруг них!

- Если вы об атипичной пневмонии, то повод для беспокойства все равно есть: где гарантия, что кто-то из горожан не съездит на Дальний Восток в гости к родственникам? Так что нам дремать нельзя. Инфекция распространяется со скоростью транспорта, который мы для своего удобства придумали.

- Ирина Ивановна, неправильно, наверное, вести отсчет «от семнадцатого года». Служба-то у вас подревнее будет.

- Века с шестнадцатого ее история началась. Но и раньше, когда еще не было никаких «санитаров», как люди жили! Меня поражает мудрость и дальновидность наших предков. Никто не ставил, к примеру, бани у реки. Обязательно на высоком берегу, чтобы естественная фильтрация воды была, чтобы в Северную Двину никакая грязь не смывалась. А сейчас ком в горле встает, когда видишь колодец возле коровника. Настолько мы забыли об этом опыте, настолько нагадили на свою же голову...

- Значит, за санитарную грамотность земляков похвалить нельзя?

- Очень она низкая, я все время горожан за это ругаю. И спасибо говорю дворникам своего дома и всей коммунальной службе города за поддержание чистоты. Человек живет в обществе и просто обязан учитывать его интересы. Жить надо так, чтобы не мешать другим.

- Ирина Ивановна, а человек этот махнет рукой на заводы и скажет, что по сравнению с ними произведенные им грязь и шум - мелочь. Технический прогресс - вредная для жизни штука. Получается, ваша служба с ним борется?

- Это слишком грубо сказано. Не с прогрессом мы боремся, а за то, чтобы каждое производство вооружалось безотходными технологиями. В нашем законодательстве, достаточно жестком, все прописано. Но, к сожалению, это не говорит, что жизнь становится лучше. Достичь уровней, определенных законом, очень сложно сегодня. Для разработки новых технологий нужны деньги... А насчет «маленького человека», так он один может столько вреда принести!

- Чтобы перечислить круг ваших забот, давайте сделаем так: назовите то, чем вы не занимаетесь.

- Нет такого, под нашим контролем все: земля, воздух, учреждения, свалки...

- Если коротко: что пьем, чем дышим, по какой земле ходим?

- Спасибо Давиду Гусейновичу Пашаеву (водопровод ведь у нас ведомственный): вода в последнее время стала лучше, хотя она тяжела для очистки. И ни одна из технологий не может избавить ее от остаточного алюминия. В воздухе нашем формальдегида - это результат неполного сгорания угля - больше нормы. Будем надеяться, что, когда появится неэтилированный бензин, почва лучше станет.

- А чисто северодвинская тема - радиация?

- За десять последних лет предельно допустимый уровень естественной радиации в Северодвинске не был превышен ни разу. Хотя рост его и наблюдался.

- Почти тридцать лет вы работаете главным врачом. Что об этих годах можете сказать?

- Здорово мне повезло в жизни. Благодарю судьбу, что оказалась я, врач-лечебник по образованию, на этой работе. Интереснейшей! Со столькими замечательными людьми довелось работать! И сегодняшние руководители наших заводов, города - из этого числа, схватывающие все на лету. Думаете, конфликтов у нас не бывает? Еще сколько! Но почти всегда удается находить выходы.

- Коллеги ваш профессиональный энтузиазм поддерживают?

- Очень хочется думать, что это так. У нас очень стабильный коллектив, но, к сожалению, стареющий. Профессия не престижна. Мы, устраиваясь на работу, не спрашивали, сколько будем получать. А теперь спрашивают. Хотите знать, какая ставка у главного санитарного врача города? 1630 рублей. За высшую категорию и звание заслуженного врача надбавка - до 2025 рублей. Только на днях удалось выдать зарплату за апрель. И все равно я при этом утверждаю: контролирующая организация не должна работать с платными услугами.

- А вы работаете?

- А как же! Чем бы я выдавала в таком случае людям зарплату, на что халаты и прочее покупали? И после этого говорят, что наша служба находится на втором месте в стране по коррумпированности.

- Не знаю, как в стране, но в городе такие разговоры ходят.

- И ко мне приходят недовольные. «Не подписывают документов, не дают разрешения, наверное, волокитят не просто так...» Я в таких случаях говорю: если есть факты - положите заявление на стол, во всем разберемся.

- Приходилось хоть раз разбираться?

- Ни разу. А у того, что называют волокитой, причина другая: специалистов у нас не хватает. И еще: если человек решил заняться бизнесом, он должен знать законы. Как можно из подъезда дома сделать магазин? Или в закрывшейся столовой в жилом квартале - шумный цех?

- Некоторые говорят, что можно еще и не такое...

- Твердо скажу: если что-то строится, создается в городе, то в основном в соответствии с санитарными нормами.

У Ирины Ивановны под рукой толстые папки с диаграммами и графиками здоровья города и его жителей. Кричать «Ура!», дышать полной грудью, смело есть все, что продается, мы, конечно, не можем. Но, судя по отчетам, Северодвинск совсем не такой страшный город, как его некоторые малюют. Это на мой взгляд. А на профессиональный взгляд главного санитарного врача?

- Мы построили на болоте, при резком дефиците солнца очень удобный для проживания город. Но сегодня начинаем его портить.

Ольга ЛАРИОНОВА