Вечерний Северодвинск
Номер от 15 мая 2003 г.

А в это самое время...
Достопочтенные обыватели просчитывали свою выгоду

СТАЛИ известны финансовые данные за апрель. И о какие благие вести: в апреле инфляция составила всего 1 процент. Как указывают аналитики, с начала года потребительские цены выросли на 6,2 процента против 6,6 в январе - апреле 2002 года. Те же аналитики признают, что правительству и Центробанку будет по силам удержать темпы роста цен в рамках бюджетных показателей. В августе вообще возможна дефляция. Инфляционную ситуацию несколько могут подпортить только дополнительные расходы бюджета в связи с намеченным на октябрь повышением зарплат.

Казалось бы, можно плясать от радости. Вот оно, долгожданное улучшение жизни народной, о котором так долго говорили большевики, демократы, либералы и прочие центристы. Но, как показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, для россиян, как и год, и четыре года назад, основными проблемами остаются «постоянный рост цен» и «непрерывно увеличивающаяся» стоимость жилья. Наблюдатели отмечают, что тарифы в ЖКХ за январь - апрель выросли более чем на 20 процентов, то есть в 3,5 раза больше, чем общий показатель инфляции. А стоимость коммунальных услуг в среднем по стране за год выросла на 44,5 процента.

На потребительском рынке тоже благодати не заметишь особой. Даже по данным Госкомстата, продовольствие с начала года подорожало почти на 6 процентов, промышленные товары - на 3,5. В то же время в статистических выкладках есть некая особенность. Они учитывают изменение цен только в строго определенных группах товаров, которые, по идее, пользуются массовым спросом (читай, среди беднейших слоев населения). А вот предпочтения среднего класса, по мнению аналитиков, учитываются крайне слабо. Но именно в группе товаров, которые популярны у среднего класса, наметился более заметный рост цен, чем в среднем по стране. Этот же класс, как отмечают наблюдатели, совершенно не разделяет радость правительства по поводу победы над инфляцией и не испытывает патриотической гордости в связи с укреплением национальной валюты.

Это может заметить каждый. Владельцы успешных магазинов не спешат в связи с укреплением отечественной валюты по отношению к доллару снижать цены на товары, поступающие из долларовой зоны. Они, наоборот, стараются привести цены в соответствие с курсом евро. Курс же этот, как известно, продолжает расти. Стало быть, растут и цены на товары длительного пользования, спрос на которые в настоящий период достаточно ощутим, поскольку гражданам, чьи доходы стабильны, пришло время менять парк домашней бытовой техники. Вслед за таким ростом цен на импорт соответственно изменяются и цены на отечественный ширпотреб.

В то же время ряд экспертов считает, что для большинства населения страны достигнутые инфляционные показатели в сфере товарооборота весьма отрадны, поскольку оно использует товары невысокого качества, российские или импортируемые из стран, не входящих в зону евро.

Юрий ЗОРИН