Вечерний Северодвинск
Номер от 15 мая 2003 г.

Работа для локального участка
27 ВИЧ-инфицированных могли бы зарабатывать

Проблему ВИЧ-инфицированных заключенных недавно обсуждали в архангельском «СПИД-центре». На заседание «круглого стола» пришли врачи, представители общественных организаций, управления исполнения наказаний и учреждения УГ 42/1. Повод встречи - помощь Норвегии в решении проблем людей, зараженных ВИЧ-инфекцией, которые оказались в местах лишения свободы. Норвежская общественная организация «Церковная помощь» уже более года выделяет деньги на профилактику СПИДа для двух исправительных колоний в Архангельской области - в Котласе и на Пирсах.

ВПЕРВЫЕ ВИЧ-инфицированные осужденные в колонии строгого режима УГ 42/1 на Пирсах появились три года назад. Тогда их было 12. Сегодня в специальном отделении отбывают наказание уже 27 человек с ВИЧ-инфекцией. По словам врачей, с каждым годом эта цифра будет расти. Удивляет то, что ни один из заключенных не приобрел «чуму века» половым путем. Все ребята заразились через шприц, употребляя наркотики. За решетку они попали за самые разные провинности перед законом.

Перед входом висит табличка: «Локальный участок». Еще год назад у многих она вызывала неподдельный страх. Даже охрана боялась заходить в этот отряд.

Светлана Попкова, исполнительный директор общественной организации «Рассвет», курировавшей поступление помощи из Норвегии для ВИЧ-инфицированных заключенных, вспоминает:

- Год назад, когда началась наша работа, мы своими глазами увидели, насколько они изолированны. Практически все время, пока они пребывали в колонии, ни одна организация не шла на помощь. С ними никто не хотел общаться. Сейчас к ним уже другое отношение. И мы считаем, что это огромный плюс.

В рамках проекта норвежская «Церковная помощь» выделила 400 тысяч рублей. Эти деньги тратились на просветительскую работу. В колонию приезжали медики, психологи, юристы. На своих семинарах всем осужденным объясняли, что нельзя заразиться от ВИЧ-инфицированного человека, лишь посмотрев на него или пообщавшись. Еще год назад заключенные из «локального участка» не могли ходить в тюремный ларек, посещать баню.

В казармах ВИЧ-инфицированных появилась специальная литература. В книжках даже есть советы наркоманам (например, как сохранить вены). Кстати, те, кто попал отбывать наказание в «локальный участок» архангельской колонии, родом из Москвы, а не из глухих северных деревень (лишь один - уроженец Архангельска). Так даже просвещенным столичным жителям приходится объяснять элементарные меры предосторожности.

За «круглым столом» представители УИН и общественных организаций согласились, что психологическую проблему понимания в зоне удалось в чем-то решить. Раньше в архангельских тюрьмах боялись зараженных ВИЧ, сейчас им сочувствуют. Но встала другая проблема - занятости. Заключенные содержатся отдельно, и пока они не могут работать вместе со всеми.

Иван Лукаш, начальник медицинской службы УГ 42/1:

- Они не работают. К ним более лояльное отношение. Хотя с другой стороны, я считаю, это их балует. Они думают, что так и положено. А могли бы приносить пользу даже самим себе, деньги зарабатывать. Ведь у многих семьи.

На втором этапе норвежской помощи ВИЧ-инфицированным заключенным за счет грантов и самой системы УИН планируется разработать программу трудоустройства этих людей. По России подобной помощи и внимания в свой адрес ждут 35 тысяч заключенных, получивших страшный диагноз.

Алексей РЭДФОРД