Вечерний Северодвинск
Номер от 8 мая 2003 г.

Залетная «Чайка»
Уроки закончились в тот же миг, едва истребитель И-153 коснулся картофельного поля

В комедийном романе Владимира Войновича о приключениях красноармейца Ивана Чонкина немало рассказано о том, как «кукурузник» совершил аварийную посадку на деревенском лугу. Потом по этому роману чешские кинематографисты сняли фильм с замечательными нашими артистами, где вынужденная посадка самолета изменила немудреную жизнь сельчан. Подобный случай произошел в конце октября 1942 года и в Архангельской области, в самом центре лесного поселка Плесецкого района.

ВРЕМЯ было трагическое: наши войска ожесточенно сражались за Сталинград, продолжалась блокада Ленинграда, а Архангельская область хоть и не была прифронтовой, но и тылом не являлась. Однако учебные заведения работали по программе, только в отличие от довоенного распорядка занятия в школах начинались с 1 октября, потому что все ученики с мая по октябрь были заняты на сельхозработах.

Наш поселок назывался 13-й Километр, в этих местах задолго до войны селили раскулаченных. Я ходил в пятый класс семилетней школы. Она стояла на самом краю, тут же в два ряда жилые дома барачного типа и школьное общежитие. Между домами шел еще поперечный ряд строений. Вся свободная земля была засажена картошкой. Таким образом, поле с трех сторон окружали дома, а с четвертой - высокий лес. По ширине поле - метров до 70, а длиной метров 100-120. Вот этот огород и выбрал летчик для своей вынужденной посадки.

В школе шел последний урок. Вдруг обильно повалил снег - первый в ту осень, пушистый. На дворе быстро потемнело, а электричества в школе не было, так что занятия пришлось волей-неволей заканчивать. В этот момент над крышей с грохотом пролетает самолет, делает круг над поселком и, зайдя на посадку со стороны поперечного ряда домов, садится на картофельное поле. Приземляется на брюхо, пропахав фюзеляжем полосу метров пятьдесят-семьдесят.

Урок прервался как по команде. Ученики всех классов вместе с учителями мгновенно высыпали во двор и побежали к самолету. К нему уже сбегались жители поселка. В небе-то, конечно, они самолеты видели частенько, но чтобы так, рядом с домом, и чтобы летчик вылез из кабины живой и невредимый... Зрелище было необыкновенное и для мужчин, и для стариков, и для женщин. А что уж говорить о ребятне!

Когда мы, школьники, подбежали к крылатой машине, летчик стоял у кабины и разговаривал с окружившими его взрослыми. Молодой, красивый, без головного убора (шлемофон лежал в кабине), одет в кожаное пальто, на ногах унты. Он достал из кабины истребителя И-153 (биплан, который в обиходе за характерный изгиб верхних плоскостей называли «Чайкой») небольшой чемодан. Извлек оттуда коробку папирос «Казбек» и пустил ее по рукам. Настоящие папиросы! А у взрослых мужиков и махорка-то редко водилась. Через минуту-другую к пилоту вернулась пустая коробка, он ее, не глядя, отбросил. Тут же необычная вещица была поднята кем-то из пацанов и спрятана в качестве сувенира.

Не знаю, в каких чинах был тот летчик, но совершить такую мастерскую посадку на огород, да еще в густой снегопад, мог только опытный пилот. Картофельное поле к тому же было разбито на месте леса, и то тут, то там виднелись крепкие невыкорчеванные пеньки. А он умудрился их не задеть. Рассказал, что летел в Обозерскую на военный аэродром, но погода испортилась, в районе Плесецкой запас горючего почти иссяк, и он отвернул с назначенного курса на северо-восток. Там, примерно в 25 километрах от Плесецкой, был запасной аэродром, местечко называлось 17-й Километр. Но он не долетел немного, горючее кончилось, и садиться пришлось уже с неработающим мотором.

Вскоре подошло поселковое начальство, военного увели в контору, чтобы летчик смог доложить по телефону о своем местонахождении. А у истребителя поставили двух призывников с ружьями, чтобы охраняли. Потом мы с ребятами еще не раз ходили к самолету. Щупали винт с погнутыми от удара о землю лопастями, трогали крылья, пытались заглянуть в кабину. Жалею сейчас, что не догадались спросить сразу, были ли установлены в крыльях и фюзеляже пулеметы.

Пилот же на другой день уехал, и мы не узнали ни его звания, ни адреса, ни даже имени, ибо нам казалось, что он не захочет серьезно разговаривать с детворой.

Через несколько дней в поселок прибыли солдаты аэродромной команды, поставили истребитель на шасси и отбуксировали его на ближайший разъезд железной дороги. Там «Чайка» находилась около месяца безо всякой охраны, и жители поселка частенько приходили к самолету вместе с детьми, обсуждали его конструкцию, а больше - последние известия с фронта.

Интересно, что стало потом с тем летчиком? Где закончил войну, долго ли жил после победы? Вдруг кому-нибудь известно.

Валентин ВАСИЛЬЕВ