Вечерний Северодвинск
Номер от 8 мая 2003 г.

Родина помнит, Родина знает
Они работали наравне со взрослыми. Прятали слезы, читая похоронки на отцов и старших братьев. Верили в победу и боялись, что война закончится без них

Они стали последним военным призывом, мальчишки 1927 года рождения. И самыми молодыми ветеранами Великой Отечественной. Родина о них не забыла в трудную военную годину. И в мирную тоже.

ЧЕРЕЗ сорок лет после Победы, в 1985 году, приказало им государство выйти из общего почетного строя и заслушать приказ: в стране трудное финансовое положение, ветеранов войны еще много, а денег уже мало, на всех не хватает. И лишило всех льгот и военной пенсии. С той поры появились у чиновников весы, способные с точностью до копейки измерить вклад каждого в Победу, чтобы отделить достойных от «недостойных» государственной милости.

Тот удар, похожий на выстрел в спину, потому что из тыла, от своих, объединил обиженных людей во всероссийскую организацию «Последний военный призыв». За годы борьбы против несправедливости из 137 человек в северодвинской организации осталось 48. Ушли из жизни лауреат Государственной премии Михаил Сергеевич Лебедев, награжденный орденом Трудового Красного Знамени Федор Тимофеевич Столяров и многие другие.

- Объединились мы и добились частично справедливости. Теперь все льготы нам вернули, кроме пенсионного обеспечения. Как ветераны войны пенсию мы до сих пор не получаем, так что обида и повод для борьбы остались, - рассказывает председатель северодвинского совета Михаил Александрович Егоров.

В сорок первом году четырнадцатилетним мальчишкой пришел он на Челябинский тракторный завод, до сорок четвертого танки ковал для победы. И все эти годы рвался на фронт. А когда узнал, что идет набор на флот, никакая трудовая броня удержать его не смогла.

- Не верьте тому, кто говорит, что не страшно было на войну идти. Не идти было стыдно. Мы все об этом мечтали.

А смерти не бояться невозможно. До сих пор помнит Михаил Александрович тот ужас, когда, сидя в шлюпке загребным, он глаз не сводил с покачивающейся на волнах Баренцева моря мины. С каждым взмахом весел она становилась все ближе... Но даже тогда юный минер не пожалел, что сделал шаг вперед, когда вызывали добровольцев. Все обошлось, привязали тол к фашистскому подарочку, поднявшемуся из глубины, подорвали. Погибла только рыба, всплывшая в таком количестве, что весло, опущенное в воду, стояком стояло. Ох и славную уху кок справил!

- А дальше? Дальше было не так интересно, - говорит Михаил Александрович.

Обидно было, что после вынужденного купания в ледяной воде заболел надолго, точнее, навсегда и не прошелся по Красной площади в числе участников знаменитого Парада Победы. А ведь посылали...

- Мы все служили в армии до 1951 года, - рассказывает ветеран, - ушли из дома мальчишками, вернулись взрослыми людьми. Пришлось догонять жизнь, работать и учиться. Жили надеждой, что все будет хорошо. Но случилось то, чего никто никогда не ожидал...

Алексея Ивановича Исакова война сначала профессии кока научила, потом - минометчика. А в мирное время работал он на Севмаше, лучшим обмотчиком считался, за что и награжден орденом Трудового Красного Знамени. За что и получает пенсию в 2200 рублей, из которых (с учетом 50-процентной льготы) 600 платит за коммунальные услуги.

- Депутат Сивков сообщил, что будет рассматриваться в Думе вопрос о восстановлении военной пенсии для нас. Но пока непонятно, что творится. Когда решался этот вопрос в Совете Федерации, нужного числа голосов он не набрал, - рассказывает Егоров.

- Как всегда, многие - за, но большинство - против, - добавляет Исаков.

- Холеный думский генерал Манилов сказал, что он категорически против. А по какому праву? Такое ощущение, что сейчас, кроме как стяжательства и наживы, ни членов правительства, ни депутатов наших «дорогих» ничего не беспокоит.

В ответ высокооплачиваемые руководители могут сказать, что их беспокоит бедность страны. Мол, нет у государства 6 миллиардов рублей, чтобы восстановить справедливость. Только не верят ветераны в эту астрономическую сумму. Потому что многими льготами, прописанными на бумаге, они не пользуются. Например, бесплатными талонами для поездки в дальние края. В 76 лет да при их здоровье жизнь оседлая рекомендуется.

- Да мы еще не совсем инвалиды, - улыбается Алексей Иванович Исаков. - Недавно из больницы позвонили, говорят, зайдите, положено показаться. Показался. «Как себя чувствуете?» - «Хорошо», - ответил и домой поехал... А однажды меня из «пазика» высадили. Не так уж это и обидно, вот только, когда мороз, долго ждать муниципального транспорта тяжеловато.

Но на жизнь ветераны особо не жалуются. Больше беспокоит их обороноспособность нашей неблагодарной Отчизны:

- Стыдно за то, что в ней происходит. Недавно с экрана телевизора какой-то лоббист из Думы обратился к молодежи: «Не служите в армии». И никто из военных, а их в студии немало было, ему отпор не дал. Конечно, понимаем, что порой служба становится для ребят невыносимой. В наше время никакой дедовщины не было. Да, называли нас «салагами», «иваси», но чтобы кто-то из старших обидел молодого, кусок масла у него отобрал - это было бы позором. А теперь - положено так. Тревога у нас: сможет ли такая армия защитить в случае опасности могучую территорию России?..

- Ну а праздник как будете отмечать, - перевожу я разговор на более приятную тему.

- Соберемся вместе. У нас помощников много. Обязательно скажите спасибо от нашего имени добрым людям Алексею Меньшикову, Георгию Мирошниченко, Виталию Никитинскому, Евгению Прокопчуку, Наталье Кирилловой, Андрею Баранникову, Михаилу Стрелкову, Евгению Бурлаковскому, Александру Рассохину и Сергею Просвирову. Они всегда помогают и в радости, и в горе. А про себя так скажем: если не в полном здравии, то в хорошем настроении праздник встретим. С концертом, музыкой и ста граммами. Надеемся, как минимум, до 60-й годовщины Победы дожить. И до победы справедливости, - говорит Михаил Егоров.

Сам Михаил Александрович снова признан полноправным участником Великой Отечественной войны. Три года ушло у него на бумажную войну с чиновниками. Но, добившись личной победы, в отставку председатель совета не подал, потому что товарищей в бою не бросают.

Ольга ЛАРИОНОВА