Вечерний Северодвинск
Номер от 8 мая 2003 г.

Сергей Шолохов: «Люблю места, где водятся черти»
Известный кинокритик дал высокую оценку «Бригаде», но...

Прошедший в марте Всероссийский фестиваль телевизионных художественных фильмов был урожайным на добрые встречи. Но я специально решил не спешить раскрывать свои тайны читателям, отложив десяток диктофонных пленок в долгий ящик. Только время может показать, что в моих новых знакомствах было главным, а что - случайным.

НА ЭТОТ раз среди собеседников были не только актеры - сценаристы, продюсеры, режиссеры, композиторы. И первым на новое «эхо» откликается гостеприимный хозяин «Тихого дома».

- Сергей, вы не нуждаетесь в особом представлении. И все же, чтобы не упустить какой-либо из ваших «титулов», несколько слов о себе.

- Я автор и ведущий программы «Тихий дом», кинокритик, журналист, продюсер, кандидат искусствоведения...

- Сережа, знаю, что вы объехали весь свет, встречались с самыми известными людьми киномира, мира искусства. В Архангельске вы не впервые. Думаю, если бы первый визит на Север вам не понравился, то вряд ли бы вновь посетили нас «в глуши забытого селенья». Вас чем-то привлекают «Сполохи»?

- Безусловно. Прежде всего, организация фестиваля, которая меня порадовала и в прошлый раз. Направляясь сюда в этом году, я был уверен, что не буду зря терять время. Привлекает подборка картин, с которыми здесь можно познакомиться. И сам Архангельск неповторим. В прошлый раз это была осень, очень много экскурсий, незабываемый полет на Соловки. А сейчас - ранняя весна. Очень здорово. Малые Корелы, утопающие в снегах, - это сказка.

- Любой из фестивалей, которые вы посетили и посещаете во множестве по всему миру, - это своего рода сумасшедший дом. Вы же делаете программу про «тихий» дом. Насколько архангельский фестиваль «тих» для вас?

- Замечательный вопрос. Для меня слово «тихий», как вы понимаете, всегда в кавычках. Я люблю омуты, в которых, вы догадываетесь, кто водится. Архангельский фестиваль дает возможность выяснить, где же водятся черти. Я пока не знаком со всей программой, но один фильм уже привлек мое внимание. «Светские хроники» - очень интересный проект. В отличие от «Бригады» и других бандитских сериалов, он уводит совсем в другую сферу жизни, где нет разборок-мордобоев-«стрелок», а представлен симпатичный ландшафт с очень интересными характерами. Каждая из четырех серий являет собой отдельный законченный сюжет. Мне кажется, это тот путь, по которому должно идти наше телевизионное художественное кино. Что касается некоторой неторопливости фильма, то это право телевидения. Телефильм не должен гнаться за «большим» кино, у него другие цели, задачи и выразительные возможности.

- Сережа, вы помянули фильм «Бригада», может, и не всуе, но тем не менее. Провинциальному журналисту не так часто удается побеседовать с профессиональным критиком, причем критиком именитым. У Северодвинска к «Бригаде» особое отношение, так как поставил сериал наш земляк, северодвинец Леша Сидоров. Если можно, ваша оценка «Бригады» не в отношении криминалитета, а художественной ценности этой работы.

- С художественной точки зрения, фильм сделан на высочайшем уровне, можете передать это вашему земляку. Но вот в чем парадокс: чем талантливее снята эта лента, тем более она вредна. В данном случае идеология, которая стоит за «Бригадой», глубоко опасна. На милых комедиантов-актеров, которые привлечены к работе, возложена задача сделать привлекательным зло. Вспомните любой американский фильм: там есть хороший парень и плохой, причем хороший всегда побеждает. У нас же изначально взяты плохие парни, которым присвоены милые личики. Отсюда у обывателя складывается впечатление, что они во всем правы. Так что повторюсь: чем более мастерски, талантливее снят фильм, чем симпатичней мордочки актеров, тем более «Бригада» вредоносна.

- Сережа, спасибо вам за то, что нашли время для нашей газеты, для наших читателей, удачи вам. И как можно больше положительных эмоций. Где бы вы ни были...

- Благодарю. Буду стараться.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ