Вечерний Северодвинск
Номер от 29 апреля 2003 г.

Кино нашего времени
Нетелевизионные фильмы на фестивале сериалов

«Медвежий поцелуй» на прощание

Как там заканчиваются фильмы с участием Сергея Бодрова-младшего? Его герой бредет по горам - «Кавказский пленник»; улетает на самолете - «Брат-2»; из оборотня превращается в обычного медведя и убегает в тайгу - «Медвежий поцелуй». Повсюду герой возвращается домой, исчезает в пространстве. Уходит.

Жизнь странно сблизилась с кино: в ней тот же уход Сергея Бодрова. Куда, в какой такой дом он поспешил?

С момента его исчезновения полгода минуло - совсем не малый срок! - но и сейчас эта пропажа воспринимается болезненно. Закатилась за горизонт подлинная звезда российского кино. Бодров-младший был звездой, хотя не был профессиональным актером. Очевидцы свидетельствуют, что на съемочной площадке он держался естественно, и только. Однако зрителям нравилась эта «только естественность», экранным героям Бодрова верили, особенно Брату и Брату-2, которые вообще имели колоссальный успех. В Даниле Багрове публика полюбила не киллера, а защитника традиционных ценностей.

На фестивале «Сполохи» показали два последних фильма Сергея Бодрова - «Медвежий поцелуй» в постановке его отца и «Войну» режиссера Алексея Балабанова. «Война» получила широкую известность как правдивая, жесткая картина о чеченской кампании. У Сергея здесь небольшая по объему, но крайне важная роль капитана Медведева. Об этого капитана, сидящего в зиндане, грязного, обросшего, неподвижного из-за контузии, каким-то образом разбивается вся та злая мудрость, которую приобрел на войне главный герой фильма, солдат Ваня Ермаков. Этот капитан есть противоположность неразберихе, нечестности, отношениям купли-продажи, и к нему тянется скептик Иван: не хочет знать одну лишь куплю-продажу.

Несколько слов о «Медвежьем поцелуе». Если иметь в виду, что медведь - символ России, то можно и эту роль Сергея Бодрова расценить как идейную. Перед нами не просто медведь, а персонаж «несокрушимый и легендарный»... совершенно свободный. Он не останется в бродячем цирке, тут ему не место!

В Архангельске были сполохи, в Северодвинске только один сполох - встреча с участниками фестиваля в ЦКиОМ. Что касается фестивального кино, то на просмотры у нас в городе вряд ли можно рассчитывать, пока не закончился ремонт в кинотеатре «Родина», пока не модернизирован «Сириус». Ремонт что-то стопорится, запланированные работы в «Сириусе» еще не начались. Но есть надежда, что к следующему, пятому фестивалю «Сполохи» на этом фронте все-таки произойдут позитивные изменения. И тогда дело будет за малым - лоббированием культурных нужд северодвинцев в фестивальном оргкомитете.

Андрей НЕФЕДОВ