Вечерний Северодвинск
Номер от 29 апреля 2003 г.

Вячеслав Иванов: «Давши слово, держись...»
Режиссер не забыл об обещании, данном пять лет назад

Беседу с Вячеславом Ивановым мы заранее не оговаривали. Перед репетицией случайно встретились у театрального служебного входа. Слово за слово...

-ВЯЧЕСЛАВ Александрович, вы несколько лет не были в нашем городе. Сейчас возглавляете Котласский драматический театр. Не знаю, что послужило поводом для отъезда, но скажите, с каким чувством покинули тогда Северодвинск, отказавшись от поста главного режиссера? Нет ли каких соображений, чтобы вернуться и поставить все на круги своя?

- Уверен, что нельзя дважды войти в одну реку. Поэтому отвечаю по порядку. С чувством обиды я из театра не уходил, это жизнь. То, что у нас вышли разногласия с директором Дорошем, вряд ли кого-то волнует. Виктор Иванович видит главного режиссера одним, я - другим. Он считал, что я постоянно должен находиться в стенах этого театра, но ведь режиссер - такая профессия, что время от времени надо выезжать и на другие постановки. Это повсеместная практика. Конфликт, собственно, был именно в этом.

Но считаю, что с северодвинским театром мы расстались по-хорошему. Три года я работал в Котласе на разовых постановках, а в 2000 году меня утвердили главрежем. Там для меня открылись новые перспективы, я начал заниматься педагогической работой. Мы набрали курс для Ярославского театрального института. Восемнадцать молодых девчонок и мальчишек учатся там заочно. Через год они получат дипломы о высшем театральном образовании. Молодая кровь и энергия всегда нам необходимы. Без них любой театр и закрывать не надо, он сам тихо скончается.

Что касается моего приезда сюда в качестве постановщика, то у нас была договоренность с Сергеем Варнашовым во времена, когда я ставил спектакль к его 45-летию. Так что приехал, как обещал. Сергей Константинович сам выбрал лермонтовский «Маскарад».

- Вячеслав Александрович, за время пребывания в городе вы, наверное, уже познакомились с нашим текущим репертуаром. «Отелло» видели? Ваши впечатления как профессионала? Среди зрителей бытуют самые противоречивые мнения...

- Что касается Шекспира, то право режиссера поставить спектакль, как он его видит. Это исконное право любого художника. А что касается «принимают»-«не принимают»...

- «Не принимают» в основном учителя и библиотекари.

- Ну, это их беда, их можно только пожалеть. А постановка очень интересная, спектакль состоялся. Интересные актерские работы, прочный режиссерский «замес». Военная форма... Но ведь «Гамлета» тоже представляют в современных костюмах, а герой играет на саксофоне...

- В вашем «Маскараде» Арбенин не выйдет в форме танкиста или маршала?

- Нет, я старый человек в отличие от молодого Дениса Кожевникова, мне уже за пятьдесят, могу себе позволить быть ретроградом. Люблю ставить то, что написано автором. Для постановки Лермонтова мне не требуется на сцене самолет или вертолет. Во всяком случае, герои к зрителям в маскхалатах не выйдут.

- Вы ставите спектакль к юбилею заслуженного артиста России Сергея Варнашова. Что вы можете сказать о нем как о человеке? Ваши пожелания?

- Мне всегда нравится работать с Сергеем Константиновичем. Он артист поддающийся, но сложный. Это хорошо. Артист не является глиной в руках режиссера, всегда имеет и предлагает свое видение любой роли. Но это не значит, что он становится в позу и от всего отказывается. Просто надо уметь зажечь его, убедить, увлечь. А что пожелать?.. Спокойствия и понимания. Понимания вообще всего, что происходит в сегодняшней жизни.

Вместо послесловия

«Маскарад» состоялся. Было много цветов, аплодисментов, подарков и поздравлений. Этот праздник подарил юбиляру, театру и городу режиссер Иванов. Вячеслав Александрович.

Александр ГУЗНИЩЕВ