Вечерний Северодвинск
Номер от 16 апреля 2003 г.

Лыжня вела к святым местам
Сорок лет назад поход в Куртяево был любимым маршрутом туристов

О Куртяеве сейчас знают многие северодвинцы, кто по минеральной воде, а кто и по экскурсиям к этому интереснейшему уголку природы. До 1918 года Куртяево также пользовалось большой известностью, а потом в тех местах настало запустение.

МНЕ ЖЕ ДОВОДИЛОСЬ бывать там лет сорок назад. Туристы обычно ночевали в избушке недалеко от источника, на самом берегу речки Верховки. Рыбалкой это место не славилось, любители лова чаще всего шли дальше, на Солозеро, где также есть избушка. А здесь обычно было пусто. В поход мы собирались компанией 4-5 человек: и идти легче, и веселее. С собой брали фляги и на обратном пути набирали куртяевскую воду.

Однажды, подойдя к избе, мы сразу заметили, что она обитаема. Оставив рюкзаки, сначала пошли к источнику. Напились воды, которая оказалась не очень холодной. Источник напоминал обыкновенный колодец, вода по деревянному желобу выливалась из переполненного сруба и под снегом, местами его размывая, текла в сторону реки. В воздухе же ощущался запах сероводорода. Над колодцем возвышался двускатный навес, увенчанный снежной шапкой. Там же нарубили сушняк для печки и притащили его к избушке.

Когда стало темнеть, на санях, запряженных лошадью, подъехали двое мужчин. Один был пожилой, лет этак за шестьдесят, другой молодой. Мы извинились за свое вторжение и попросили разрешения на ночлег, старший охотно согласился, сказав: «Нары широкие, места хватит всем, да и нам веселее». Поужинав, разговорились.

Старший оказался потомственным ненокшанином, а младший - его зятем. Бывший солдат, служил в этих местах, после демобилизации женился и остался в Неноксе. В ту зиму они решили заготовить лес на постройку дома для молодой семьи, поэтому и живут в избушке, в Неноксу ездят только за продуктами. Потом разговор зашел о Куртяеве, и вот что мы услышали:

- Раньше круглый год здесь было многолюдно. Много приезжих и приходящих на богомолье стремились к источнику. Неподалеку стояли четыре больших дома, постройки для скота, специальные купальни, в которые подавалась вода из источника. В Неноксу приходили суда из Норвегии, из Швеции, на них приезжали паломники специально на Куртяево. Здесь они подолгу жили, пили куртяевскую воду и принимали ванны с минеральной водой. В церкви проводилась постоянная служба, приезжие останавливались в гостиных домах.

После революции приход иностранных судов в Неноксу прекратился, уменьшилось число приезжающих, постепенно пустели дома, уменьшилось и число постоянных жителей. Служба в церкви уже не была ежедневной, ее стали проводить только по воскресеньям и религиозным праздникам. Через некоторое время в церкви не стало постоянных священнослужителей, и службу по религиозным праздникам вели священники, приезжавшие из Неноксы.

Опустевшие дома разобрали и перевезли в Неноксу, там из этих бревен возвели школу и сельскохозяйственные постройки. В Великую Отечественную войну жизнь на Куртяеве оживилась. Ожило поверье, что вода источника поможет при многих болезнях. Люди пили воду и набирали с собой. Считалось также, если у источника с молитвой оставить что-нибудь с больного места, то наступит скорое выздоровление. Лес вокруг источника был обвешан бинтами, чулками, носками и другими вещами с больных людей.

Служба в церкви, которую проводили прибывавшие из Неноксы священники, продолжалась с того времени по религиозным праздникам и воскресеньям до конца пятидесятых годов.

Постепенно время и люди разрушили все, что было построено на Куртяево, остались только церковь и часовня, которые также разрушаются, и теперь здесь полное запустение, только летом во время сенокоса появляются люди, заготавливающие корма, - так закончил свой рассказ старый ненокшанин.

Это было в 1965 году. Утром мы снова пошли к источнику и обратили внимание на то, что на многих деревьях и в самом деле висели старые тряпки. Теперь нам стало понятно их происхождение. Потом пошли в церковь. На ее наружной стене была закреплена памятная доска, с текстом о том, что церковь является архитектурным памятником и охраняется государством. Видимо, по ней стреляли из ружья, следы дроби на доске и изрешеченная стена свидетельствовали об этом варварстве. Двери распахнуты настежь, несколько ступенек крыльца поломаны. Мы зашли вовнутрь, все выглядело как после погрома: побитые стекла, поломанная утварь, заметенный снегом пол. На втором ярусе вдоль стен еще сохранилось несколько икон, кое-какие резные украшения.

После осмотра церкви и полуразрушенной часовни вернулись в избушку. Наши ненокшане с рассветом уехали в лес заготовлять бревна для будущего дома. Еще раз сходив к источнику, напились воды, наполнили фляги и стали собираться в обратный путь.

Одну бутылку воды я отвез в Архангельск, где мне удалось отдать воду на анализ. Оказалось, что она относится к типу «Ессентуки № 17».

С тех пор прошло около четырех десятков лет. Теперь до Куртяево по Онежской дороге совсем близко. От моста через Солзу на машине 15-20 минут езды. На Куртяево мы ходили еще несколько раз, но с появлением дороги привлекательность лыжного похода в те места значительно снизилась...

Уже давно я там не бывал и не знаю, что изменилось за эти годы. Будет ли реставрироваться Куртяевская церковь или окончательно разрушится?

Анатолий ПАРФЕНОВ, ветеран Севмаша