Вечерний Северодвинск
Номер от 2 апреля 2003 г.

«Эх, прокачу...»
На зеленый фонарик такси надевали перчатку, чтобы не обнадеживать пассажиров

Старая фотография всегда вызывает какие-нибудь воспоминания. Эта, например, подняла из моей памяти эпизод более чем полувековой давности. Кружит, завывая, метет по городу метель. Вместе с друзьями Валентином Поповым и Валентином Харитоновым тороплюсь на Полярную, 29 на занятия в двухгодичную школу мастеров. Бежать надо с Железнодорожной улицы. И времени в обрез, и погода портится, надо торопиться.

ПРЕОДОЛЕВ добрую половину пути по задворкам, выходим на Советскую, прямо к зданию театра. Здесь, сверкая зеленым глазом, в тоскливом ожидании замерли две «Победы» с шашечками на борту.

- Такси! - радостно вопит Валентин Попов. Мы вдвоем к этому возгласу относимся спокойно, но к машине все же подходим. О том, что такси появилось в городе, все уже, конечно, слышали, но видим такие машины впервые. Нас, разумеется, интересует, во что обойдется поездка. Раскидываем сумму на троих, оказывается совсем немного. С шиком, под удивленными взглядами соучеников, спешивших, как и мы, на занятия, подкатываем к зданию на Полярной.

К концу того же 1951 года автомобилей с шашечками в городе было шесть. Поначалу они подолгу простаивали около театра. Не привыкшие к таким услугам горожане больше присматривались к машинам, чем на них ездили. Собственно, и ездить-то тогда было еще некуда, город отличался компактностью, даже по диагонали его можно было пересечь за 15-20 минут. Но постепенно привыкли и к автосервису. Стоянка переместилась на ул. Железнодорожную, к рынку, другая появилась около кинотеатра «Родина». Вот от рынка до кинотеатра и ходили машины, работая в режиме маршрутного такси. А к концу пятидесятых спрос на них резко возрос. Желающих воспользоваться услугами такси было предостаточно.

В те годы мне не раз приходилось быть дежурным по городскому штабу народных дружин, которому придавалась оперативная машина. Ее роль нередко выполняли таксомоторы. Не знаю, то ли эта услуга оплачивалась по безналичному расчету, то ли вообще предоставлялась на общественных началах, помню только, что при поездке на ней не разрешалось включать счетчик. А при выключенном счетчике автоматически загорался зеленый глаз. И стоило нам только где-нибудь остановиться, к машине почти сразу подходил потенциальный пассажир. Поэтому во время поездки на штабной машине на зеленый фонарик приходилось надевать перчатку. Потом стали приниматься предварительные заказы. Машину заказывали к поезду или пароходу за несколько дней, когда надо было кого-то проводить или встретить.

Интересную эволюцию претерпели и расчеты за поездку на такси. Стоимость проезда определялась по счетчику, который показывал плату, округляя каждый километр. Сумма на табло менялась с интервалами в гривенник.

Потом появились счетчики, показывающие сумму с точностью до копейки. По ценам все было общедоступно. Однажды с того места, где сейчас находится школа №14, машина доставила меня на вертолетную площадку на улице Народной. Запомнилось, что на счетчике значилось 99 копеек. Где-то в семидесятые годы стоимость проезда на такси увеличилась вдвое, потом повышалась еще. Но количество пассажиров снижалось лишь на короткое время, потребность в машинах все время была велика.

В Северодвинске в начале восьмидесятых вынашивался проект выделения такси из автопредприятия, создания отдельного таксопарка. За эту идею очень ратовал заместитель председателя горисполкома Дмитрий Клемушин, курировавший транспорт. Но, как он рассказывал, это предложение встретило сопротивление руководителей пассажирского автохозяйства, преодолеть которое так и не удалось.

Ныне муниципального такси в городе нет. Оно вытеснено частным извозом.

Александр БУРЛОВ

\