Вечерний Северодвинск
Номер от 2 апреля 2003 г.

«Легко сказать матери, что она плохая...»
Татьяна Букурова считает, что государство недостаточно контролирует ситуацию в семьях

Мысль покажется почти крамольной, ведь семья - это личная жизнь граждан, охраняемая статьями Конституции и прочими законными актами.

ТОЛЬКО ВОТ жизнь эта такова, что постоянной корректировки требует. Начальник социального отдела управления соцзащиты населения по Северодвинску Татьяна Букурова считает, что государство и издаваемые им законы недостаточно контролируют ситуацию в российских семьях. А этот вопрос - контроля - давно назрел. Заметим, что речь идет не вообще о семьях, а о тех, где дети брошены на произвол судьбы: не учатся, неизвестно что кушают, во что одеваются, непонятно где ночуют. Таковых на учете в управлении соцзащиты 130. Хотя на самом деле их гораздо больше.

- Татьяна Васильевна, вы считаете, что «семейный» контроль со стороны государства может быть жестче?

- Считаю, что не может, а должен быть жестче. С одной стороны, да, это святое, неприкосновенное, однако, если нарушаются права ребенка на нормальную жизнь, без «вторжения во внутренние дела» не обойтись.

- Вы не раз бывали за рубежом, изучали опыт работы с неблагополучными семьями. Насколько мне известно, социальные службы европейских государств и Америки ведут себя по этому вопросу жестко.

- Действительно, позиция зарубежных государств по отношению к тому, что права детей в семьях не соблюдаются, более чем жесткая. Верите, в Германии даже существует некая «Общегерманская концепция позитивного давления» на родителей, чьи дети подвергаются насилию с их стороны или просто выброшены из нормальной, здоровой жизни. Между прочим, не нужно думать, что у них на Западе с этим делом все о»кей. Мне о таких ситуациях «там» порассказывали, что волосы дыбом. В Северодвинске мы с подобным, слава богу, не сталкивались.

- Татьяна Васильевна, не будем уточнять про конкретные мерзости околосемейной германской жизни. Как там работа поставлена?

- Дело в том, что понятие «права ребенка» на Западе - не пустой звук. Чтобы они соблюдались, работают тысячи, десятки тысяч человек. Та же Германия сильно озабочена своим генофондом. Ей нужны умные, здоровые, сильные граждане, и на это работает вся государственная власть. Работает по-крупному и по мелочам. Конкретный пример. Девочка ходит целую неделю (уже катастрофа) в школу заплаканная. На переменах бегает рыдать в туалет. Думаете, у нас на это кто-либо обратит внимание? Возможно, учительница. Отведет в тихий уголок и посочувствует. У немцев по-другому. Заметившие неладное позвонят в общественную организацию и доложат о ситуации.

- Словом, настучат?..

- Это по-русски так называется. Мать и отца пригласили в школу. С обоими работали два психолога, затем семья выясняла отношения совместно. Искренне и правдиво. Маме объяснили, что это не дело - бить ребенка за плохие оценки. Мама все поняла.

- А если мама, наша или немецкая, и не думает ничего такого понимать?

- Да просто нерадивую мамашу ставят в такие условия, когда ей выгоднее исправиться, чем дальше бедокурить. «Лишим пособия на ребенка, одумайтесь, давайте просмотрим перспективу вашей жизни». Да масса аргументов, применимых пока лишь к западным реалиям. И еще. Заграница давно обросла различными общественными (религиозными, социальными, благотворительными, политическими и пр.) организациями, которые постоянно наблюдают за ситуацией в неблагополучных семьях. Это - социальный заказ государства, которое платит за подобную работу немалые деньги. Захочешь жить неправильно, да поневоле раздумаешь. И это, я считаю, правильно. Легко прийти к мамаше, стукнуть кулачком по столу и сказать, что она плохая. Настоящий эффект достигается за счет длительного, подчас неприятного общения.

- Как думаете, подобный подход приживется у нас?

- Должен прижиться, это лишь дело времени.

- Что требуется?

- Желание, определенная смелость плюс законодательная база. Кстати, в Архангельске уже начали работать с семьями. У наших соседей в городских районах работают семейные клубы, родители обмениваются опытом воспитания, пытаются помогать друг другу. Что касается семей неблагополучных и семей с детьми, чьи возможности ограничены природой, то с этим пока сложнее. Мы сделали лишь первый шаг. Сегодня постоянным патронажем социальных работников в Северодвинске охвачено более двухсот таких семей. И еще. В этой сфере уже остро чувствуется нехватка специалистов по работе с семьями. Северный медицинский университет готовит социальных работников, но несколько иного профиля. Наверное, это тоже дело будущего.

Наталья КОЛОГРЕЕВА