Вечерний Северодвинск
Номер от 2 апреля 2003 г.

Кино нашего времени
Нетелевизионные фильмы на фестивале сериалов

Главное на кинофестивале - кино. Фестиваль «Сполохи» взрослеет, крупнеет - это следует хотя бы из того, что растет и усложняется его кинопоказ.

2001 году была одна внеконкурсная программа, в этом году их уже три: «Детский киноклуб», ретроспектива памяти Владимира Высоцкого и программа фильмов - лауреатов премии «Созвездие-2002». Последняя, на мой взгляд, стала самой любопытной и весомой из культурных акций фестиваля, тем более что к «лауреатским» сеансам примкнуло несколько премьер. Добавлю, что просмотры внеконкурсных фильмов проходили в основном в архангельском кинотеатре «Русь».

Требуется экзотика

Меняются времена и нравы, а в мире кино меняется мода на тип любовной истории. Не только в мире кино - в художественной, богемной среде в целом. О том, какова эта мода сегодня, можно было заключить из концерта Лаймы Вайкуле, которым открылись «Сполохи». Лайма элегантно изгибалась, размахивала красным боа и пела: «Шоколадный мужчина, я в шоке от вас...» В моде изгибы-извивы и шоколадные мужчины - одним словом, экзотика. Все любовные истории во внеконкурсной кинопрограмме были весьма экзотическими: любовь брата и сестры в «Лунных полянах», любовь девочки и оборотня в фильме «Медвежий поцелуй», история женщины, прожившей на две семьи ни много ни мало пятнадцать лет, - история, рассказанная в ленте «Любовник».

«Лунные поляны» Игоря Минаева отсняты в Петербурге, и здесь это не «город пышный, город бедный», а город вычурно-художественный, пейзажи и интерьеры которого так подходят к декадентскому сюжету. Впрочем, сами лунные поляны - пейзаж воображаемый. Это образ из сна героини, в котором она и брат ищут выхода из темного, страшного леса и выходят наконец в озаренное луной пространство. Блуждания по лесу не что иное, как любовь-рок, опьянившая, опутавшая, измучившая. Герои стремятся друг к другу - и закрывают друг перед другом двери. Герой пытается убежать от этой любви, буквально бежит, рискуя попасть под машину, - и все остается, как есть. Когда в середине фильма на свет божий извлекается целый мешок со снотворным, становится ясно, чем сердце успокоится.

Финальная сцена самоубийства перетекает в предсмертную грезу, где вслед за тревожным, гнущимся от ветра лесом возникают тихие лунные поляны. Надо полагать, сюда отправились несчастные любовники - это что-то вроде Элизиума, полей блаженных, в которых нету никаких страданий.

Сюжет, конечно, надуманный, однако мастерски выстроен, хорошо поставлен и сыгран. Благодаря актерам Алисе Богарт и Андрею Кузичеву в фильме бушует энергетический торнадо, затягивающий зрителя, неотпускающий. По окончании просмотра я слышал, как одна молоденькая девушка сказала подруге: «Завтра снова пойду». Еще бы ей не пойти, ведь такая любовь!

Магнетически воздействует на публику и картина Тодоровского-младшего «Любовник». Олег Янковский сыграл в ней, пожалуй, самую значительную роль за последние лет десять. Это роль мужа, который после смерти жены узнает, что все время их брака у нее был любовник. И ничего тут не то что поправить, но даже объяснить нельзя, и забыть не получается. Остается спрашивать, просить и требовать ответа, материться, драться, плакать. Герой Янковского попал в невидимые силки и бьется, пытаясь вырваться...

Ох уж этот Вовочка!

Признаться, я не собирался на этот фильм, но «Вовочка» - произведение режиссера Игоря Мужжухина - меня настиг. «По просьбам зрителей» его показали вместо картины «Любовник». Легко догадаться, почему так горячо просили зрители: продюсер «Вовочки» - президент фестиваля Сергей Жигунов, в одной из ролей снялась его дочка Маша, в другой - друг фестивальщиков Анатолий Антонович Ефремов. Согласитесь, такой фильм не мог уместиться в рамках программы «Детский киноклуб», ему был нужен не только утренний, но и вечерний сеанс - со взрослой аудиторией. Все же кое-кто из публики понедовольничал в связи с заменой, но, в конце концов, Вовочка - это мальчишка-проказник из анекдотов, наверное, его появлению и должна сопутствовать скандалезность.

Фильм представляет собой именно набор анекдотов. Ну, скажем, Вовочка запускает самодельную ракету и попадает в трансформаторную будку. Вовочка играет в хоккей, и шайба летит прямо в лоб главе районной администрации. Вовочка удирает от милиции на снегоходе и не знает, как им управлять. Он уж жалуется приятелю-алкоголику, что с ним все время что-то случается. И отвечает приятель (Юрий Шевчук): видно, карма такая. Выходит, что и Вовочка в неких силках. Впрочем, несмотря на это фильм просто брызжет жизнерадостностью, составляя контраст достоевским картинам из внеконкурсной программы.

Ну а что же Ефремов, спросите вы. Ему поручена роль с философическим уклоном. Ефремов, а точнее, его персонаж занят подледным ловом. Все остальные рыбаки просверлили маленькие лунки, у него же большая полынья. Вовочка спрашивает: «Зачем вам такая? У нас тут крупная рыба не водится». - «А я не местный, я помор, какую рыбу хочу, такую и ловлю». И ловит щуку, преподав Вовочке урок жизни.

Андрей НЕФЕДОВ (Окончание следует)