Вечерний Северодвинск
Номер от 20 марта 2003 г.

Оцепенелая и Изольд
В публике пробуждали добрые чувства. И пробудили

В кои-то веки организованы обменные гастроли: спектакли Архангельского драматического театра показываются на сцене северодвинского театра и наоборот. На этой неделе, в пятницу и субботу, будет представлена архангельская «Принцесса на горошине», а в минувшую субботу северодвинцы смотрели «взрослый» спектакль «Аккомпаниатор» - комедию Александра Галина.

ДРАМАТУРГ сплавил вечное и злободневное в душещипательную историю. Ее действующие лица - трое одиноких стариков, обладателей хороших квартир, и молодой человек, аккомпаниатор по профессии. Он ухаживает за стариками, он будто бы совершенно бескорыстен, но на самом деле нацелился унаследовать квартиры. Однако тайное становится явным, уже в начале спектакля, затем следуют два акта переживаний-страданий, и выясняется, что не только квартирообладатели привязались к этому Грише-аккомпаниатору, но и он привязался к ним не меньше. Отношения с ними для Гриши интересны и важны, потому что какой-то своей жизни у него нет, он живет их настоящим и прошлым; он сам не поет, а лишь аккомпанирует чужой судьбе.

Ставя этот спектакль, главный режиссер архангельской труппы Петр Суворов обратился к традиции бытового и психологического театра - таково первое впечатление. На сцене выстроили комнату в квартире одной из подопечных Гриши, Жанны Владимировны, - комнату с набором старомодной мебели, с люстрой, подвешенной к колосникам, и со звонящим телефоном. Задействован также дверной звонок, и актеры ходят за кулисы «открывать дверь». На сцене курят, едят пирог, вытирают пыль и выносят мусорное ведро - и разговаривают. Иногда актеры правдоподобны, иногда не очень...

Но нет, это не бытовой и психологический театр, а так называемый разговорный. Здесь довлеют слова, часто не подкрепленные «простыми физическими действиями», которые могут быть красноречивее слов. Режиссер не занимается психологией на уровне рук, ног, жестов, движений, всяких мелких дел, хотя как еще можно заниматься психологией в театре?

Этот разговорный спектакль порою просто мучителен. Именно мучит образ Жанны Владимировны. Хозяйка дома то тут постоит, то там, немножко подефилирует, уронит фразу - всё с отрешенным видом. Она словно оцепенела или даже окоченела.

Больше повезло Изольду Тимофеевичу (и нам-то как повезло!): у Галина это явно характерный персонаж, а режиссер ведь так верен автору, словам... Валерий Колосов сыграл живчика-пенсионера, который любит поболтать, пококетничать с женским полом, попеть.

Этот спектакль любезен тем народу, что есть в нем такой Изольд Тимофеевич, и, главное, тем, что пробуждает чувства добрые. Благодаря скорее Галину, а не театру. Но Галина можно и дома почитать, в театр же мы идем за собственно театральными впечатлениями - послушать песню, а не аккомпанемент. Увы, спектакль «Аккомпаниатор» театральными впечатлениями не побаловал.

Андрей НЕФЕДОВ

P.S. Северодвинцы показывают в Архангельске «Маленького принца» и «Прекрасное воскресенье для пикника».