Сын неожиданно предложил: «Хочешь, поедем завтра в Каргополь к Ваське (младший сын, учится в педколледже)? Ты в отпуске, я в отпуске, а мать отпросится с работы. Машина - моя, бензин - твой»
Разве можно отказаться от такого подарка накануне дня рождения, тем более что все предыдущие помыслы съездить в Каргополь в последний момент срывались? Наверное, со стороны это попахивало большой аферой. Еще год назад сыновняя «копейка», купленная им всего за 5 тысяч рублей, имела столь жалкий вид, что думать о возможности на ней куда-то ехать даже не хотелось.О мастеровые руки профессионального шофера за зиму сделали из груды металла вполне приличное транспортное средство, и все лето оно колесило по району без проблем. Теперь же надо было проехать только в один конец 514 километров совершенно незнакомой дороги, оставив за спиной Верхнетоемский, Виноградовский, Шенкурский, Вельский, Няндомский районы. Перед сном по карте области смотрим предстоящий маршрут. Дело было в прошлом сентябре.Дорога начинается с проблемГоворят, что если с самого начала пути не повезет, то невезение будет сопровождать всю дорогу. Первая неприятность случилась еще дома: при заезде на паром через Северную Двину какой-то водила ЗИЛка зацепил бортом нашу машину и оставил на свежеокрашенных дверцах ощутимую царапину. Настроение покатилось вниз, все убыстряя бег, когда на песчаном выезде с парома у машины не хватило духу сразу выскочить на берег и ее пришлось выталкивать с помощью пассажиров. «Свечку забросило», - вынес верный диагноз водитель, заменил ее, и путешествие продолжилось. Ближайшая от парома бензозаправка оказалась закрытой. «Мы меняем хозяина!» - гласила надпись и подсказывала, что следующая «столовая» для транспорта находится в 50 километрах, около деревни Кондратовской. Накануне мы залили в бак всего десяток литров, так как знали, что на трассе каждый литр бензина на рубль дешевле нашего. Сэкономили, называется. Следующая АЗС тоже была закрыта до вечера. Рабочие в оранжевых куртках у самых колонок укладывают фигурные кирпичи, вспыхивает электросварка. «Ждите вечера!» - следует один ответ. А на часах 9 утра. - Вы хоть ведро нам плесните, чтоб до московской трассы добраться, - умоляем оператора. Но тот непреклонен. Домой вернуться топлива уже не хватит. Выход один: искать в соседней деревне доброго человека, который бы согласился продать литров 20.Согласился рабочий кодимского сплавучастка. Но сговорчивым он становится лишь тогда, как показано редакционное удостоверение. Прежние мольбы рядового автотуриста на людей не оказывали нужного действия. И только подтверждение принадлежности к «Дачной» сразу делает земляков добрее. Сразу вспоминают, кто кому привозил бензин и в чьем дворе он может быть. «Полторы минуты Америки»Участок автодороги Усть-Вага - Ядриха от Верхней Тоймы до моста через Вагу протяженностью в полторы сотни километров. Примерно половина его не имеет твердой асфальтовой «одежды». За минувший летний сезон асфальтированной дороги не добавилось ни метра, да и в прежние годы асфальтовое покрытие делалось не сплошняком, а кусками. Шофера такие отрезки метко окрестили «полторы минуты Америки». Дорожные службы Виноградовского района в свой южный угол с грейдером не любят заглядывать, и дорога здесь круглый год наподобие стиральной доски. Потому и кажется раем любая асфальтированная заплатка. Естественно, наша «старушка» тряски не выдержала и так загремела глушителем, что сразу вынудила искать проволоку и прикручивать его на «живую нитку».Ближе к Ваге запах цивилизации становится ощутимее: асфальт больше не прерывается. Третья по счету АЗС, у самого моста, оказалась работающей. Заливаем полный бак и пару канистр, чтоб больше так не рисковать. Сейчас наш путь поворачивает резко налево, на юг, в сторону Москвы. Движение оживленное, хотя дорогу ровной и прямой назвать не берусь. Старинный тракт на Москву проложен по берегу Ваги и во множестве повторяет изгибы реки.Через 90 километров - Шенкурск. Справа у какой-то сомнительной заправки замечаем металлическую эстакаду, загоняем машину на нее и надежно закрепляем дребезжащее под днищем «железо».Добрая память о Советской АрмииКарту с коленей уже не снимаем. Где-то через 70 с небольшим километров от Шенкурска у села Долматово должен быть еще один поворот направо (третий и снова - правый!). Карта и дорожные указатели не подводят, и наша машина словно раздвигает своими колесами осенний лес, подступивший к самой трассе. Говорят, дорогу эту возводили военные строители. Получилась она, не в пример московскому тракту, гладкой и прямой. Встречного транспорта почти нет. Сказывается наличие в Няндоме железной дороги, по которой можно привезти основные грузы и не гнать автомобиль в Москву за каждой мелочью. 130 пустынных километров от Долматово до Няндомы пролетают стремительно. Хорошая трасса словно придала новые силы автомашине, разгулялся и день. Настроение, вслед за атмосферным давлением, тоже полезло вверх.Сразу за поселком дорога взбирается на холм, и мы ахаем от открывшейся красоты: справа и слева от дороги в низинах - словно две гигантские чаши: озера в узоре осеннего леса. Есть ли что-то в природе более прекрасное, чем осеннее сочетание голубизны неба, золота листвы, зелени отавы и синевы стылой воды озер?! Пока достаю и расчехляю видеокамеру, сказочная лубочная картинка остаются уже позади...А вот и Каргополь.У друзейОставим за бортом непередаваемую радость сына - о нашем приезде он даже мечтать не мог. Следующий день с утра был сер и неопрятен. Все же в Каргополь лучше приезжать в начале лета. Зашли в один музей, в другой, в лавку, торгующую местными сувенирами, прошли под аркой ворот, которые, говорят, делают человека счастливым, посчитали высоту колокольни, увитой строительными лесами, посидели на причале обмелевшей Онеги. Быть на Каргопольщине и не увидеть озеро Лача - непростительно. В справочнике нахожу телефоны каргопольских друзей. Сразу двое живут в одной деревне Нокола, что в 37 километрах от города. С одним другом не виделись четверть века, с другим - лет шесть. Созваниваемся, едем.Г.Е. Моськин, бывший редактор районной газеты «Каргополье», на пенсию вышел лет 6 назад и сразу перебрался в деревню, что стоит на берегу озера в самой южной его оконечности. В собственноручно выстроенном доме тепло, просторно и как-то удивительно покойно. Стоит дом на самом берегу, открыт всем ветрам и в чем-то повторяет своего хозяина. Геннадий Егорович, будучи редактором районки в самое смутное время, не согнулся под ураганом перемен, сохранил прежнюю силу и крепость духа и тела. Веет от них (хозяев и самого дома) уверенностью, силой и особым каргопольским гостеприимством. Машина тоже имеет душуНеправда, что машина не имеет души. И хоть не умеет техника разговаривать, но своим поведением предупреждает хозяина о недуге. Нам бы только научиться слушать... Уже под вечер, когда возвращались от друзей, двигатель начал давать сбои, но потом вновь выравнивал свой рокот, и машина продолжала свой резвый бег. Заскакиваем в общежитие к сыну, чтоб заправить термос горячим чаем, и уже в десятом часу вечера отправляемся в обратный путь, рассудив, что за ночь успеем добраться до дома. Наш студент заметно погрустнел, хотя и старается вида не подавать. Обратная дорога всегда кажется короче, потому что это дорога домой. Очистившееся полностью от туч небо усыпано звездами, а вылезшая из-за деревьев луна так яро светит, что вся трава, асфальт, придорожные лужицы покрылись миллионами алмазов инея. Чем выше поднималась луна, тем, казалось, больше льет она вместе со светом холода. В летних ботинках и куртке без теплой подкладки из салона машины вылезать не хочется, жуткий холод сразу же пронизывает насквозь. Земля уже гремит застывшим колотовьем.А вылезать приходится все чаще. Машина резво бежит только под гору, на любой склон она еле-еле взбирается на третьей, а то и на второй передаче. Грешим на бензин, на бензонасос, на фильтры, бензопроводы. От частых остановок аккумулятор окончательно садится, и стартер уже не может крутить двигатель при заводке. Вступает в силу чисто российский способ - «с толкача». Нас приняли за воровДалеко за полночь где-то в Вельском районе на одном из взлобков, когда мы в очередной раз склоняемся над движком, у соседнего дома в лае зашлась собака. На ее неистовый голос вышел хозяин, крепко начал сыпать матерщиной. Раздался выстрел, и собака смолкла. «Отлаяла: пристрелил хозяин!» - вслух произношу в наступившей тишине. А сам удивляюсь, как же это так он ее наповал сразил, что даже не взвизгнула. И тут вижу, как к нам по дороге приближается сильно пьяный мужичок в накинутой на голое тело телогрейке, а в руках держит охотничье ружье, стволами наставленное на нас.- Ты, мужик, стволы-то у ружья немного в сторону отведи, а то, неровен час, бабахнешь в нас, - как можно спокойнее говорю ему. - И бабахну: и в вас, и в машину! Разъ...несу ее, к едреной матери. Приехали, цыгане. Подкрались, думают, не услышим...К говорившему приближается не менее пьяный напарник. Оглядываюсь по сторонам: в руках, кроме фонарика, ничего нет, да и у сына один ключик 12х13. Монтажка в кабине, а до нее не добежать - подстрелит. - Так машину нашу и разносить не нужно, она сама «разнеслась», - отвечаю ему снова тем же ровным голосом. - Ты бы, парень, чем стрелять, нам бензонасос со своей машины дал. Есть ведь своя-то машина? - вступает в разговор сын. - А саму машину не хошь? - и снова разговор о цыганах заводит.- Ты глаза-то протри: разве цыгане на таких машинах ездят?Похоже, дошло. Дуло ружья уже в землю, а не на нас, смотрит. Разговорились. Накануне ночью в деревне обокрали магазин. Мужики вызвались в эту ночь его сторожить. После бани выпили, только задремали - собака лай подняла. - За что ж вы ее подстрелили? - не могу удержаться от вопроса. - Да я ж не в нее, а в воздух пальнул, а хотел прямо в вас...И тут выясняется, что мужик тот земляком приходится, и, чтобы загладить свою вину, приглашает нас в свою баню отогреться и ремонтироваться в тепле.Уже в теплой машине дошла до нас драматичность пережитого. Ведь мог бы пальнуть по нам, хоть бы что, а потом бы сослался на то, что сильно пьян был и ничего не помнит. Нам же это испытание пошло на пользу. Во время следующей остановки решаем посмотреть свечи и находим одну полностью замасленной. Но ведь сутки назад ее меняли! Обидно, хоть плачь: ведь на что только не грешили. А виноваты сами: еще в первую сторону машина «предостерегала». Оставшаяся часть пути пролетела незаметно: толкать машину не пришлось, как и глушить двигатель. АЗС работали, правда, заправлялись уже на последние рубли. Но солнце светило, осины и березы полыхали кумачом и желтизной, а нас ждал дом....Несомненно, через несколько лет покажутся смешными эти впечатления от ухабистой дороги, неработающих автозаправок, отсутствия минимального автосервиса. Но память будет вновь возвращать в эту поездку, где каждый момент неповторим.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!