Вечерний Северодвинск
Номер от 13 февраля 2003 г.

А в это самое время...
Достопочтенные обыватели думали о любви, рассаде и корнях

ТАКОЕ ощущение, что все мои близкие родились именно в феврале. Или же отмечают свои юбилейные даты. Вот и придумываю пожелания. Кое-где даже лично свидетельствую свое почтение и попутно поднимаю бокал (рюмочку, стакан) за здоровье. В последнее время именно его просят именинники. Хотя, говорят, на «Титанике» все были здоровы...

В субботу гуляла на золотой свадьбе. «Молодожены» - два сапожка - парочка - одинаково благородно седы, хлебосольны и подвижны. Коренные северяне, всю жизнь проработали в Северодвинске. Посылала как-то их Родина в Украину, еще в молодости. Службу предложили хорошую, перспективную, причем с квартирой помогли в первый же день. Ан не выдержали ребята: и люди, говорят, не такие, и грибы не по-северному растут, и жарко очень. Вернулись в родной город и делили долгие годы вместе с ним и закрытость, и безденежье, и стужу, и пронзительные белые ночи.

Выйдя на пенсию, поручили следить за квартирой детям, а сами построили домик в деревне рядом с родительским гнездом и стали обживать. Причем вокруг таких «осевших» северодвинцев набралось немало. С весны растили рассаду, топили печки, бегали на лыжах за пять километров в ближний магазин, летом пропадали на грядках и черничниках, солили грибы... Да что перечислять, каждый знает про деревенские заботы, которые только начни, а закончатся они, лишь когда ноги протянешь. Про то и говорили гости на свадьбе, похваливая маринованные грибки, холодец, и тут же вспоминая, как держали барашков и кур. В своем хозяйстве без мяса не обойтись. Тетушка припомнила: у соседки мужики на фронте, барана резать некому, мать уговаривает младшего сына-школьника. А тот в слезы: мол, как ты можешь, мама, я же Борьку растил, я на тебя в милицию пожалуюсь. Ох, деревенские байки вспоминать - до платиновой свадьбы доживешь. После смеха опять перескочили на проблемы. Целое ли поле картошкой засадить или спину пожалеть. Хотя лишняя сотня от продажи всегда сгодится. На те же платежи квартирные. Может, выгоднее пчеловодством заняться? Как они, пчелки, захотят на нашем угоре мед делать? От меду уж точно пользы больше и выручки.

Льется ручейком разговор, чаек по сервизным чашкам разливают, фотографии перелистывают. А молодожен вдруг удивил виршами про любовь. «Я увез тебя из тундры без оленей и собак, ты тогда еще без пудры хороша была, как мак». Это он жену из Нарьян-Мара увозил. Такие строчки складные, и в каждом взгляде тепло и забота. Чертовски радостно, что они, семидесятилетние, и сегодня молоды. А главное - вместе. Не всем суждено. И внуки внимательные, на каждый выходной - к бабушке под бочок.

На лестнице лифт затих. Отключили. Родня переживает: как на первый этаж спускаться, ноги не слушают. Да оставайтесь ночевать! Вон, летом на повети всем места хватало, никто не жаловался, и тут разместимся. Разместились. Наговори-и-лись! Огороды начнутся - не до того будет. На совет: надеть шляпу с полями, черные очки и посиживать на лавочке, цветочки нюхая, - рукой машут. Непривычные. Семьдесят лет работали. Дядька пятнадцать лет дом строит. Говорит, стимул есть. Вдруг забью последний гвоздь - и адью.

Спасибо вам, дорогие, что вы есть. За беспокойство ваше и неуемность. Наши-то корешки тоже от ваших веточек проросли.

Ирина БЫКОВСКАЯ