Вечерний Северодвинск
Номер от 5 февраля 2003 г.

Эко странствие Дяди Жени
Истина мелькнула на границе с Карелией

Вообще-то, до маленького экопоселения Гришино можно добраться вполне цивильно - поездом. С туземцами договориться, чтобы встретили на станции на своем общинном «уазике». Но душе-то молодой приключения подавай! И Женька покинул поздним зимним вечером вагон и отправился бодро мерить шагами трассу - два с половиной десятка километров. Шел долго. Жутко замерз. Единственная проезжавшая мимо машина одинокого путника не взяла, даже за деньги. Пришлось заночевать на заброшенном грифельном заводе. Кто ж знал, что морозина двадцатью пятью ударит... Утром, когда рассвело, шагать стало веселей. А там и до Гришино рукой подать. Там уже знакомые лица.

ДОРОЖНЫЕ приключения - давняя страсть. В свое время, познав терпкий вкус вольных странствий, Женя Попов даже собирался с друзьями гильдию автостопщиков в Северодвинске организовать. Но дело не пошло: город у нас тупиковый, народ медлительный, непредприимчивый. А редкие «перелетные птицы» - лови их на трассах... Ну да не о том сейчас речь. На землю Гришинскую направил стопы северодвинский странник уже второй раз. Первый был летом.

Свои люди в Голливуде

Тогда молодой заводчанин, известный в определенных кругах как Дядя Женя, задумался, где свой краткий, в десять дней, отпуск с пользой провести. Загрузил в интернетовский поисковик ключевые фразы «фестиваль», «природа», «духовное развитие» и набрел таким образом на некое экопоселение. Звалось оно Гришино и находилось на границе с Карелией, триста километров к северу от Питера.

Отправил по электронке послание приветственное - так, мол, и так, единомышленники мы ваши, примете ли на постой? Примем, отчего не принять. По письму гришинцы поняли: близкий по духу. Получил Женя «добро» и стал собираться в дорожку.

Вообще-то, ехать собиралась компания большая, от которой в итоге, как это обычно и бывает, три человека остались. Женя Рогуева (ролевое имя Лора) и Влад Гладких. Влад, человек солидный, отправился поездом, а Женя с Лорой пустились в путь от Питера автостопом. И ничего, даже раньше добрались.

А ночь уже была. Темень кругом, ни огня. Постучались в крайнюю избушку - где тут у вас поселенцы обитают? Там, махнули рукой в ответ, за рекой.

За рекой так за рекой. Женя оставил Лору на берегу, а сам - вплавь. Вышел на сухое, вода струйками стекает: «Здравствуйте. Из Северодвинска мы».

- А мы вас завтра ждали...

Забрали на лодке Лору и уложили спать на сеновал.

Потом, поближе познакомившись, поселяне еще больше обрадовались: «Хорошо, что к нам приезжают такие просветленные люди».

- Места там красивые, - вспоминает Женя. - Деревушка меж озер лежит, и небо каждую минуту меняет свой цвет...

Домик в деревне

А приглядел эту деревушку основатель общины Владислав Кирбятьев лет десять назад. Увидел случайно у кого-то в гостях фотографию с глухой деревенькой - лесочек там, полянка... И загорелся. Сначала провел в Гришино Всеобщие танцы мира, потом обжил пару домов, в непосредственной близости от местных жителей. И сейчас аборигены хоть и посматривают с удивлением на чудиков, которые добровольно в захолустье себя сослали, и к медитациям их подозрительно относятся, но в дела общины не вмешиваются.

- Банька по-черному и люди - вот главное впечатление, - рассказывает Женя. - Там собрались единомышленники, у каждого своя судьба. С Владом, основателем поселения, можно, например, разговаривать часами. О смысле жизни, о его друзьях - североамериканских индейцах, об Индии.

Северодвинца Андрея Золотого духовные поиски тоже в Гришино привели. Теперь уже почти на ПМЖ. Здесь он и с девушкой познакомился, скоро появится на свет новая семья. Да и вообще северодвинцы часто туда наезжают. А круглый год живут в экопоселении человек семь-восемь. И животинка своя имеется, в лице двух козочек.

Чем живут? По собственному признанию: «чистым воздухом и красотой неописуемой земли и природы». Проводят семинары, открывающие «новые источники радости» (например через лепку или ткачество). Стоимость их, правда, в «у.е.» исчисляется. Собирают и продают целебные травки. Тем и живут.

А строительный лагерь - одна из немногих возможностей познакомиться с жизнью поселения бесплатно. Да еще место на сеновале дадут и вегетарианской похлебкой за общим столом накормят. Прошлым летом такой возможностью всего один человек воспользовался. Эпатажная голландка, с тату во все тело и в грубой армейской форме. Путешествовала по России-матушке и вот - в стройлагерь приехала. Зато этим летом помочь гришинцам в трудовых заботах, по хозяйству собрались человек тридцать.

Был среди них волгоградский бизнесмен Ваня. Оставил на время свои важные дела и решил приобщиться к природе. Рисует в мечтах домик в деревне и налаженный бизнес в городе. Были иностранцы. Бельгийцы, польки, финны и даже африканцы. Удивлялись всему, как дети. Минувшей осенью одна молодая итальянка прославилась тем, что ее повсюду сопровождали две болонки. Но надолго никто из иностранных граждан не задерживается - то ли языковая среда не подходит, то ли действительность слишком сурова, то ли еще что.

Жизнь без правил

- Все там построено на идее гармоничного сосуществования с природой, близости к ней. Через несколько дней я почувствовал, что меня переполняет энергия, что я не хочу ни спать, ни есть: не надо возобновлять силы. Конечно, и раньше бывал в деревне, но такого никогда не ощущал. Может, сам другой был? И пришло вдруг осознание того, что в городе мы постоянно с чем-то боремся, суетимся зачем-то бессмысленно. А там этого не надо. Как говорится, просто живи. А не привык! Привык к борьбе, к извечному противостоянию. В городе ты пытаешься поддерживать жизнь, а там - просто живешь.

И еще одной истине получил там подтверждение: счастье - в труде. В труде на земле. Человек ведь по природе своей творец. И когда трудится, то вырабатывает огромную энергию. И чувствует себя по-настоящему счастливым.

Впрочем, всегда были представители городской интеллигенции, которые уезжали из города в деревню. У меня брат двоюродный долгое время прожил в городе. Потом что-то изменилось, он по-другому посмотрел на свою жизнь. Поступил в сельскохозяйственный институт и уехал с семьей в деревню. Уже одиннадцать лет там живет. И ему хорошо.

А здесь то же самое, но просто под другим флагом - экологическим. Неразбериха в природе, катастрофы, катаклизмы заставляют задуматься о грядущей беде. Некоторые поселяне верят, что скоро народ просто валом повалит из городов поближе к земле. Но они будут менее подготовлены.

- Принципы минимализации и экологичности, создания хозяйства, которое само себя обеспечивает, - это все замечательно. Но... компьютер в избе и прочие «штучки» как в эту идею вписываются?

- Не знаю.

- А есть ли в поселении свои «правила игры»? Устав какой-то? Телевизор можно смотреть?

- Кто хочет, тот смотрит. Каждый для себя выбирает сам. Конечно, когда человек попадает в поселение впервые, ему проще опираться на какие-то правила, дабы не нарушить общей картины - по невежеству своему. Но, в принципе, их нет.

На лоне природы

По-всякому говорят про экопоселян. «Колхозом» называют, «сектой», «блаженными». А они живут себе потихоньку и радуются. Ведут неспешную жизнь в любви и согласии на лоне природы.

Бывает, конечно, ссорятся. А как без этого? Как-то на совете серьезный спор зашел. Как раз вопрос решался, какие семинары будут проводить летом и сколько денег брать с приезжих. Разделились на два лагеря: «божественные капиталисты» и «божественные коммунисты». Одни за то, чтобы деньги делать, другие - за хлебосольство: нехай себе живут, не жалко. Рассудили миром.

В летний сезон и на новогодние праздники заинтересованный люд действительно стекается активно. Так что места лучше «бронировать» заранее: всех желающих расселить негде. Количество мест на сеновале ограничено, да и молока козьего на всех не хватит. Поэтому предварительная запись и собеседование о цели визита приветствуются.

Скажи-ка, Дядя

- Так что, и в третий раз в Гришино отправишься?

- Нет. Хочу быть собой здесь: тут я нужнее и больше могу сделать. Наверно, не мое это. Понял, что еще не готов бросить все и уехать. Что я еще молод и глуп - и мне хочется быть молодым и глупым. Хотя вначале идеей этой очень загорелся и подумывал, было, даже нечто подобное в наших краях основать. Но пока отошел от этой мысли. Может, не дорос еще? Все-таки в экопоселении собираются в массе своей люди зрелые, много старше меня. А мне пока хочется быть здесь, среди ровесников.

- А много среди них единомышленников?

- Нет, пожалуй. Молодежь как-то мало об этом задумывается. Самые близкие мои друзья старше меня: одному тридцать четыре, другому тридцать. А мне еще двадцати пяти нет.

Хм, может, потому его и прозвали Дядей?

Дядя Женя заторопился домой: «Сегодня репетируем со «Вздохом». Так что будешь звонить - звони дольше, а то не услышу». Да и вообще нужно успеть еще тысячу дел сделать. Устраивать «квартирники». Читать мудрые книжки. Думать. И, может быть, снова рвануть в вольное путешествие - в поисках истины. Впрочем, она, как известно, где-то рядом.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА