Вечерний Северодвинск
Номер от 30 января 2003 г.

Суд удаляется на... пресс-конференцию
22 января журналисты города были приглашены в Северодвинский суд. На первую в истории нашего сотрудничества пресс-конференцию

В ПРОШЛОМ году в Северодвинске было рассмотрено 676 уголовных дел. Число их по сравнению с 2001-м сократилось, а по структуре все осталось по-прежнему. На первом месте - кражи, грабежи, следом идут преступления против личности. Организованных преступных группировок не было выявлено. Но 468 граждан совершили преступления в группах, в том числе 169 подростков. Также среди осужденных 56 женщин и 32 иностранца. В пьяном виде совершили противоправные действия 439 человек. Тех, кто не по первому разу оказался на скамье подсудимых, - 214.

Гражданских дел рассмотрено 29500. И большая их часть - мировыми судьями.

- Народ стал гораздо активнее использовать судебную систему. Наверное, потому, что поверили нам, - считает Сергей Анатольевич Колчин. Есть у него и прогноз. Увы, не радостный: в связи с сокращениями на производстве в этом году ожидается вал процессов по восстановлению на работе.

Но правосудие в первую очередь не по «валу», а по качеству приговоров оценивают. В процессе участвуют две стороны, и одна из них чаще остается недовольной решением. Высокий профессионализм северодвинских судей был подтвержден в очередной раз: из 324 жалоб, направленных в высшую инстанцию, 295 остались без удовлетворения.

А вот изменения в работе суда произошли существенные. С первого февраля гражданское судопроизводство начнет работать по новому Кодексу. Одно из его новшеств - исключение из процесса народных заседателей. Уголовный кодекс, вступивший в силу первого июля года минувшего, институт этот оставил. Решение: как будет рассмотрено их дело - единолично судьей или с участием представителей народа - теперь принимают сами подсудимые. Практика показала, что выбирают они «расширенный» вариант очень редко, примерно в пяти процентах от всех случаев.

- Новый федеральный закон о заседателях мы считаем несовершенным, - говорит Александр Сергеевич Феопентов, - раньше их избирали в коллективах, перед которыми они и отчитывались, теперь - из списка избирателей случайным совпадением. Вот и приходится сталкиваться с тем, что многие граждане не желают участвовать в отправлении правосудия, а мы им говорим: «Надо!».

Но больше всего разговоров и сомнений было по поводу нового требования Уголовного кодекса: решение об ограничении свободы принимает не прокурор, как раньше, а суд.

- Говорили, что нам это будет не по силам, что преступники поэтому будут хоть на свободе, а не сидеть в тюрьме. Но время показало, что опасения не оправдались. Практически без увеличения штата мы справились с этой обязанностью. По выходным организованы дежурства судей.

- В следственном изоляторе говорят, что места у них свободные на нарах появились, - вспомнила я недавнюю командировку, - получается, что суд стал реже давать санкцию на арест?

- На мой взгляд, следователи и дознаватели, которые занимаются ведением уголовных дел и задерживают людей, совершивших преступление, стали тщательнее и объективнее относиться к этому вопросу, - считает Николай Александрович Шабанов, - они участвуют в процессе, а также прокурор, адвокат. И каждый, в том числе и задержанный, высказывают свои доводы. А суд, выслушав обе стороны, принимает решение об избрании меры пресечения. Из 121 поступивших ходатайств о взятии под стражу 114 были удовлетворены. Примерно такая же ситуация была раньше, когда санкцию на арест давал прокурор.

Ведомо ли судье сомнение, ведь так часто мы слышим и повторяем: законы наши от совершенства далеки? На вопрос этот ответил Николай Шабанов:

- Если закон и внутреннее убеждение не сошлись, то судья, скорее всего, вынесет оправдательный приговор.

Кстати за прошлый год северодвинским судом было оправдано девять человек.

Ольга ЛАРИОНОВА