Вечерний Северодвинск
Номер от 23 января 2003 г.

Упал, очнулся - гипс...
Возможно, в скором времени эта фраза для северодвинцев станет неактуальной

В конце минувшего года заведующий травматологическим отделением больницы № 2, главный внештатный травматолог города Александр Татаринов побывал в командировке в Ярославле.

АЛЕКСАНДР Алексеевич говорит, что давно заинтересовался опытом тамошних коллег из клиники имени Соловьева (в свое время ее построили как госпиталь для ветеранов Отечественной войны 1812 года) по излечению переломов различной степени тяжести. Волжские коллеги Татаринова уже лет десять практикуют европейские методы лечения больных. Многие доктора прошли обучение за рубежом. Эффект очевиден! Пациенты из травматологической клиники Соловьева выписываются гораздо быстрее, чем в Северодвинске.

- Александр Алексеевич, в чем заключалась цель вашей поездки в Ярославль?

- Цель командировки - ознакомиться с методикой и показаниями к протезированию головки бедра. Перелом шейки бедра - очень частая травма, особенно у пожилых северодвинцев. Сама по себе она не является смертельной, не приводит к каким-то необратимым последствиям, однако зачастую вызывает ухудшение здоровья, осложняет течение других заболеваний и, в конце концов, приводит к преждевременной кончине пациента.

- Что можно предложить больному, получившему такую травму?

- Считается, что оптимальным способом лечения является протезирование тазобедренного сустава. По статистике, в нашем городе в нем нуждаются двести человек ежегодно. И все же к условиям Северодвинска это пока не очень применимо. Тотальный импортный протез стоит две тысячи долларов, а наш отечественный, однополюсной, хоть и дешевле - шесть тысяч рублей - но служит в течение трех лет. Это не единственная причина. Операция по установке протеза требует присутствия сразу четырех врачей, а у нас их всего шесть. Молодежь в практическую медицину, увы, идет неохотно.

- Наверное, это тема отдельного, серьезного разговора, в котором должны принять участие и чиновники от здравоохранения. Александр Алексеевич, все-таки в чем же выход?

- Протезирование - дело отдаленного будущего, сейчас же выход видится в другом. Меня привлекла практика отделения переломов костей и конечностей ярославской больницы. Там травматологи используют метод так называемого функционального остеосинтеза. Не будем затуманивать сознание читателей излишне наукоемкой терминологией. Говоря просто - лечение переломов конечностей без обязательной вытяжки и накладывания гипса. Это, я бы сказал, давно вчерашний день, консервативная медицина.

- Почему?

- Дело в том, что перелом голени в Северодвинске лечится семь-девять месяцев. В Ярославле - семьдесят два дня. Лодыжки - пять месяцев, у них - два. Все это время людям оплачивается больничный лист, бюджеты и фонды тратят огромные средства на содержание больниц. Койко-день одного пациента у нас стоит в среднем 360 рублей. Какую экономию денег можно получить! Не говоря уж о том, что больному не придется мучиться от длительного пребывания в больничной палате.

- Что необходимо для того, чтобы прогрессивная метода освоилась в вашем отделении?

- Да, в общем, не многое. Во-первых, требуется специальный материал для операций - металлоконструкции типа пластин, шурупов, стержней, с помощью которых и сращиваются пострадавшие кости. Их производство налажено в Рыбинске. Для населения они вполне по карману. Несколько десятков, максимум сотен рублей. Для более серьезных операций нужно тысячи две-три. Полагаю, что эти деньги, коли речь идет о здоровье, можно изыскать в семейном бюджете.

Но сначала - управленческое решение на уровне горздрава о покупке больными материала за свои деньги. В таком случае аптеки стали бы привозить и продавать нужный материал для проведения операций.

- Александр Алексеевич, вы уже делаете подобные операции?

- По приезде из Ярославля я сделал четыре с материалом, закупленным на средства больницы. Он, к сожалению, заканчивается.

- Такой вопрос: вы заметили, что уже давно заинтересовались практикой Ярославля. Дескать, там подобные способы лечения давно в ходу, а за опытом со всей России едут. Почему же северодвинская медицина задумалась об этом лишь сейчас?

- Да задумался-то я давно. А в командировку смог поехать только сейчас, когда нашелся спонсор, человек, оплативший это дорогостоящее «путешествие». У больницы, увы, нет лишних финансов. Обратился к директору торгового дома «Коллаж» Виктору Казаринову, и он, знаете, без лишних разговоров изыскал нужную сумму. Может быть, еще и потому, что когда-то был моим пациентом.

- Хорошо, что люди умеют быть благодарными. Как думаете, удастся ли осуществить задуманный переход на европейский стандарт?

- Надеюсь. Сейчас готовлю отчет и пакет документов для представления в управление здравоохранения. О результатах поговорим чуть позже.

Беседовала Наталья КОЛОГРЕЕВА