Вечерний Северодвинск
Номер от 16 января 2003 г.

Наша мебель в Голливуде
Сентиментальная комедия театра «О»кей»

На спектакли с участием звезд наша публика ходит охотно. Обычно в зале яблоку негде упасть, и все воодушевлены, все ждут чего-то радостного. Так было и в этот раз, в прошлое воскресенье, когда на сцене драмтеатра показывали спектакль «Держись, Голливуд!» - постановку московского театра «О»кей».

В пьесе американского драматурга Нила Саймона три роли, две из них поручены известным актерам. Александр Михайлов играет некоего сценариста, Галина Польских - его приятельницу, гримершу с киностудии. История начинается с того, что к сценаристу приезжает дочь, которую он не видел шестнадцать лет и которая собирается стать артисткой, покорить Голливуд. В роли дочери - Ирина Жорж, прибегающая к хорошо знакомым, довольно грубым приемам. Почему-то очень часто на театре крайняя молодость выглядит Маленькой разбойницей из «Снежной королевы». Невообразимые заявления, сделанные самым уверенным тоном, вперенные в собеседника глаза, «наклон корпуса» в его сторону, плюс к этому растрепанные волосы и небрежный костюм - в нашем случае свитер болотного цвета и маскировочные штаны. От такой бравады можно эффектно перейти к дрожащему голосу, внезапному рыданию, к обнажению травмированной души, что тоже наблюдается в спектакле. Оказывается, дочке нужен папа, а никакое не актерство.

Александр Михайлов играет мягче, тоньше. Его герой вначале - это утомленный голливудским солнцем человек, исписавшийся сценарист (разбросанные по полу скомканные листы бумаги - следы борьбы с душевной немощью). Затем, с появлением дочери, он постепенно пробуждается, утомление проходит. В последней сцене, поговорив по телефону с давно оставленной женой, с сыном, он поворачивается к зрителю спиной и, кажется, плачет. Вспомним еще раз «Снежную королеву»: сердце Кая растаяло.

Героиня Галины Польских все время на втором плане. Ее функция - заботиться: она советует, уговаривает, подает таблетки. Это просто милая женщина, эффектная блондинка, то в красном костюме, то в черном платье...

Суть режиссуры Ольги Шведовой, руководителя театра «О»кей», - ни в коем случае не заслонить звезд, пусть блистают и тем отрабатывают уплаченные за билеты деньги. Ничего не надо изобретать!

С другой стороны, Шведова педалирует сентиментальность. По количеству объятий ее спектакль - две тысячи первая серия «Санта-Барбары». Режиссер поставила сентиментальную комедию, финал которой - триумф любви и всех добрых чувств, хотя, если вдуматься, не такой уж он и веселый. Дочь любит отца, но при этом от него уходит. Гримерша любит сценариста, но наладить прочные отношения не получается. Единственное, что удается, - это новый сценарий... литература. Нил Саймон реалистичнее Ольги Шведовой и вместе с тем поэтичнее. У него есть мотив апельсинового сада (человеческие связи, как сад, их нужно возделывать) - мотив, не прозвучавший в спектакле должным образом, не возникший, например, в оформлении. Впрочем, там вообще ничего не возникло. Оформление - три тюлевых окна и разношерстная мебель, явно подобранная на месте, в северодвинском театре. Наверное, в Москве не рискнули бы так выступать!

Очень скромно, заурядно, однако не провал. Вряд ли публика была разочарована - и вряд ли удовлетворена. Ждали большего, конечно! Ну да что же мы так сосредоточены на звездах, на Москве? Интересное есть и ближе: «Хамлет, принц датский» в Архангельском театре кукол, «Вишневый сад» в областном театре драмы. Вопрос продюсерам: а что, если организовать их гастроли?

Андрей НЕФЕДОВ