Вечерний Северодвинск
Номер от 1 января 2003 г.

Высший пилотаж «Брамс-трио»
Концерт ансамбля солистов Московской Государственной академической филармонии

Экстазом души, настоящим чудом, редким и дорогим подарком назвали ценители камерной музыки концерт «Брамс-трио», который состоялся на прошлой неделе в музыкальной школе №3.

После каждого отзвучавшего произведения пространство заполнялось той самой, драгоценной для музыкантов, паузой оцепенения. Потом зал, будто дослушав неслышимое, взрывался аплодисментами. Со всех сторон в потоке оваций неслось восторженное «браво». А в перерыве между отделениями концерта потрясенные слушатели «скидывались» на цветы исполнителям. С той же радостью, с какой и аплодировали им.

«Брамс-трио» - это ансамбль солистов Московской Государственной академической филармонии. Он входит в десятку лучших камерных коллективов мира. Его блестящие музыканты выступают в крупнейших европейских залах.

Кстати сказать, их концерт за пределами России стоит три-четыре тысячи долларов. В Москве - тысячу. А в Северодвинске билеты продавались по 50 рублей за штуку. В зале было человек двести...

Произведя несложные арифметические действия, задаю вопрос скрипачу ансамбля Дмитрию Васильеву:

- Каким таким чудесным образом вы здесь оказались?

- Дело в том, что мы давние друзья с нынешним директором Поморской филармонии Семеном Рывкиным. Вот он и пользуется нашей дружбой (смеется).

Участники ансамбля - пианистка Наталья Рубинштейн, виолончелист Владимир Бальшин и скрипач Дмитрий Васильев - это музыканты высочайшего уровня. Их техника виртуозна, а способность выразить душу в звуках - божественна. Им стоило лишь выйти на сцену и сделать поклон, как в зал потекла энергия Любви и Творчества.

- Дмитрий, во время концерта я обратила внимание на такой нюанс. Когда исполняли Дебюсси, то на вашем пюпитре стали закрываться ноты. Вы долго не мучились и заиграли наизусть. Несмотря ни на что, как музыканты в «Титанике»...

- А у нас сегодня и был настоящий «Титаник»: машина, на которой мы ехали из Архангельска в Северодвинск, по дороге сломалась. Даже разыграться перед концертом не удалось. У меня, например, руки согрелись только к концу второго отделения... А то, что ноты закрылись, - это ерунда. Вот когда я десять лет назад играл с Архангельским камерным оркестром «Времена года» Вивальди, то в кирхе погас свет: во всем микрорайоне отключили электричество. Вивальди мы отыграли в полной темноте. На ощупь начали «Кармен-сюиту», и потом кто-то откуда-то привез свечи.

Музыкантам «Брамс-трио» подвластно исполнение музыки различных стилей, эпох и направлений: от Гайдна и Моцарта до Пьяццоллы, Шостаковича, Шнитке... Покоряет их чувство вкуса, тонкость прочтения авторского текста и артистическая свобода исполнения. Завораживает выверенность каждой нотки. А слаженность звучания создает впечатление, будто играет один, а не трое. Но при этом каждый является яркой индивидуальностью.

- Дмитрий, вы исполняли сегодня музыку Шостаковича, очень на него непохожую...

- Да, это трио Шостакович написал в 1923 году, как раз во время НЭПа. Ему было тогда 18 лет, и он был влюблен в одну девушку. Именно ей трио и посвящено. Потом, кстати, Шостакович эти ноты уничтожил. Текст трио обнаружили сравнительно недавно - в середине восьмидесятых. Оно было издано по черновикам Тищенко.

- Вы полагаете, что Шостаковичу повезло?

- Думаю, что повезло нам - музыка замечательная!

- Что ж, нам сегодня тоже очень повезло. Мы слушали «Брамс-трио». Огромное - огромное вам спасибо. За высший пилотаж.

Инна ГУРЬЕВА