Вечерний Северодвинск
Номер от 20 ноября 2002 г.

«Театр должен обрести друзей»
Заслуженный артист России взял на себя художественное руководство коллективом в не самые лучшие времена

СЕРГЕЙ Юрьевич, не страшно было принимать на свои плечи такую серьезную ответственность?

- Прежде всего, давайте называть вещи своими именами. Это не я «принял» коллектив, а коллектив, я надеюсь, принял меня. Я, прежде всего, актер, отдавший Северодвинску пятнадцать лет. То, что теперь я оказался в этом кресле, не мое желание, а, скорее, суровая необходимость. Так случилось, что хоть кто-то, в конце концов, должен стать у руля. Выбор пал на меня, и, несмотря на все сомнения и нежелание, неумение этим заниматься, пришлось все же решиться на такой шаг.

- Театральная труппа - организм достаточно капризный и конфликтный...

- Нет, наш коллектив хороший. Несмотря на свою немногочисленность, он состоит из очень хороших и преданных делу людей. Если бы их не было, театр наверняка бы не дожил до нынешнего юбилея, развалился. Артисты не оставили сцену, хотя мы в последнее время жили год от года все хуже и хуже. Я имею в виду и материальную сторону, и не только. Старится здание, выходят из строя аппаратура и механизмы, требуют реставрации великолепные костюмы, накопившиеся у нас за 65-летнюю историю. И вот в этих тяжелых условиях люди продолжают работать. Меня это очень радует и вселяет надежду.

- Сергей Юрьевич, самые приятные слова, поздравления и цветы ждут вас в ближайшем будущем, 30 ноября. А сейчас в разговоре нам, вероятно, не обойтись без проблем сегодняшних. Вот я вижу на вашем столе афишу Архангельского театра драмы, который покажет на нашей сцене комедию «Дикарь». Понятно, что нынешнее финансовое положение не позволяет организовать «большие» гастроли, как в прежние времена. А вот такие «малые» поездки в Архангельск, Новодвинск, Рикасиху, наверное, все же возможны?

- Гастроли - это часть нашей жизни, которой мы в последние годы были лишены. И во многом от этого страдали. Ведь новая сцена, новый зритель, новые впечатления - это профессиональная школа для актеров. Ближние гастроли мы, по сути, не прекращали никогда, просто были вынуждены сократить их до минимума. В Новодвинске мы выступали около месяца назад. В Архангельск вывезти один из новых спектаклей не удалось, но на то существуют объективные причины. Здание областного театра находится в аварийном состоянии. А та сцена, где труппа сейчас работает, не отвечает театральным техническим требованиям, и поэтому принять нас не может.

- Ищете ли вы пути сотрудничества с местными спонсорами, меценатами? В Архангельске, например, постановку чеховского «Вишневого сада» оплатила «Архангельскгеолдобыча», потратив на это 600 тысяч рублей.

- Этим мы занимаемся постоянно. Мы ищем в нашем городе людей, которым небезразличен театр, которые смогли бы нам помочь - финансово или каким-то иным способом. Сами финансировать дорогие постановки или организовать те же гастроли мы самостоятельно не можем. В наших планах - создание при театре своеобразного попечительского совета. В него могли бы войти люди, сотрудничество с которыми стало бы обоюдно выгодным - и нам, и нашим друзьям-меценатам. Но это вопрос времени. Согласитесь, что наша сегодняшняя культурная жизнь и в стране, и в городе далековата от той, которую хотелось бы видеть. И каждый нормальный гражданин хотел бы ее улучшить. Поэтому и надо искать любые возможности в создании заинтересованных контактов.

- Надеюсь, определенную помощь вам в этом смысле окажет предстоящий юбилей.

- Хотелось бы в это верить.

- Сергей Юрьевич, о чем у вас сегодня «болит голова», кроме финансов?

- Наверное, о том, чтобы наша репертуарная политика несколько изменилась. Мне кажется, что за последние годы в нашем репертуаре увеличилось количество пьес не очень обязательных, случайных. Нас всех сейчас заботит выработка генеральной линии в этом направлении. Мы думаем подбирать пьесы не для того, чтобы собрать побольше зрителей, чтоб они побольше посмеялись - и все. В прежние времена считали, что театр воспитывает зрителя. Мысль эта довольно неплохая, и отбрасывать ее не стоит. А зависит такое воспитание от нас, от того, какие мы будем ставить спектакли.

- Раз уж речь зашла о воспитании, то самое время поговорить о возможностях пополнения труппы. Любому театральному коллективу прилив новых творческих сил необходим. Не планируете ли вы организацию театральной студии при нашем театре? Ведь много юных северодвинцев - выпускников школ по-настоящему бредят сценой. По крайней мере, не стояла бы перед вами проблема с жильем для будущих молодых актеров.

- С уходом в прошлом сезоне нескольких артистов мы потеряли из репертуара больше половины наших спектаклей. Труппу действительно надо пополнять. Построить или купить жилье для новых актеров театр сейчас не в состоянии. Надеюсь, городская администрация нам в этом сможет хоть чуть-чуть помочь. В конце сезона я собираюсь побывать на актерской бирже молодежи, куда съезжаются выпускники различных театральных учебных заведений и показывают свои дипломные спектакли. Если у нас появится хоть какое-то жилье, мы сможем пригласить несколько человек.

Вопрос о создании собственной театральной студии тоже стоит, но ведь он не может решаться одним росчерком пера. Это, разумеется, не произойдет уже будущей весной, но и с повестки дня студия не снимается. Ее организация связана с определенными техническими и организационными трудностями, которые нам надо преодолеть. Связаться с театральными учебными заведениями, познакомиться с новыми методиками преподавания. Ведь подготовка актера - это не только сценречь, пластика, движение, танец, вокал, фехтование, сценбой, грим... Это, прежде всего, воспитание высококультурного и грамотного человека.

Настоящий актер начинается не с внешности, не с природных данных, а с интеллекта. И готовиться к воспитанию состоятельных и ярких творческих личностей нам предстоит адекватно. Чтобы не обернулись для молодых людей два-три учебных года откровенной «самодеятельностью», чтобы диплом об окончании северодвинской театральной студии получил достойный вес на рынке актерского труда...

- Сергей Юрьевич, благодарю вас за то, что в крайне напряженном рабочем графике вы выкроили время для нашей газеты. Пусть вам и вашему коллективу сопутствует успех, и никогда не остывает к вам зрительская любовь и симпатии. С наступающим!

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ