Вечерний Северодвинск
Номер от 31 октября 2002 г.

«Я открою вам тайну...»
-говорит Катя Гусева и открывает

Поговорить с Катей Гусевой в Москве мне удалось еще в начале октября (как и с другими актерами из съемочной группы сериала «Бригада»). Интервью было написано тогда же, по свежим следам, и ждало своей очереди на газетной полосе. Но события 23 октября нарушили очередь, нарушили обычный ритм жизни и саму жизнь. Дело в том, что Катя играла главную роль в мюзикле «Норд-Ост»...

ТЕЛЕФОН в Москве не отвечал. И только когда на экране телевизора рядом с освобожденным Маратом Абдрахимовым я увидел знакомое Катино лицо, - отлегло. Но дозвониться в столицу удалось лишь в понедельник, в день траура. К этому времени казалось, что я знаю все или почти все о трагедии в театральном центре. Поэтому говорю Кате: со слов Александра Цекало (продюсера мюзикла), известно - мюзикл, несмотря ни на что и вопреки всему, будет продолжаться, и с того самого момента, когда был остановлен. Так ли это?

«Сейчас об этом не может быть и речи, - отвечает Катя. - Мы еще ничего не оговаривали. Да и как можно? Пока мы все ищем. Ищем семерых из труппы «Норд-Оста». Их нет ни в списках живых, ни в списках мертвых. Очень хотелось бы верить, что они среди тех, кто еще не пришел в сознание и не опознан, ведь на сегодня мы уже потеряли двоих детей и десять человек взрослых...»

Пытаюсь найти какие-то слова - выразить соболезнование. Продолжать отвлеченный разговор становится просто кощунственным. Хотя жизнь не остановилась, работают телевизоры, радио, выходят газеты. И в этом номере «Вечернего Северодвинска» мы печатаем интервью с Екатериной Гусевой в том виде, в каком оно было подготовлено еще до трагических событий на Дубровке

...Ее узнаешь сразу на МКАДе, на Ленинградском шоссе, на Рублевке, по всей Москве среди множества гигантских плакатов - приветливое, запоминающееся лицо - Екатерина Гусева, она же героиня (Катя Татаринова) в мюзикле «Норд-Ост», она же исполнительница главной роли в художественном фильме «Змеиный источник», она же Ольга Сурикова из киносериала «Бригада», она же ... и прочая, прочая, прочая.

Первый в истории России классический мюзикл «Норд-Ост» - совершенно новое явление в истории российского музыкального театра.

Каждая постановка - это захватывающие сюжет и музыка, жесточайший отбор актеров и музыкантов, высокотехнологичные декорации, самое современное звуковое и световое оборудование и, как результат, потрясающее шоу, привлекающее миллионы зрителей. Спектакль идет уже целый год в одном и том же тысячеместном зале каждый день.

Отличительная черта мюзикла - «российские корни». В основу либретто положен сюжет известного романа Вениамина Каверина «Два капитана», который идеально отвечает требованиям жанра. Мюзикл построен на бережном отношении к нашей истории. «Русский дух» спектакля поддерживается тонко стилизованной музыкой, в которой слышатся отзвуки произведений великих русских композиторов.

Грандиозные спецэффекты, «живой» симфонический оркестр придают спектаклю необычайную зрелищность. Мюзикл мирового класса «Норд-Ост» - одна из достопримечательностей Москвы.

Так, или примерно так, можно охарактеризовать место постоянной работы Екатерины Гусевой, кроме, естественно, Театра у Никитских ворот (режиссер Марк Розовский), кроме киносъемок, радиопостановок, записей на телевидении...

Но, несмотря на столь жесткий график, мне удалось договориться о встрече с актрисой в кафе на Таганской площади. Получив «добро» по телефону, включаю телек. Канал «Культура». «Блеф-клуб». И там, разумеется, Катя Гусева рассказывает:

- ...Поскольку день у всех загружен до предела, многие съемки «Бригады» велись по ночам. Устаю страшно. Мешки под глазами. Крупные планы никуда не годятся. Любой ценой надо передохнуть... Вспоминаю, что один из моих приятелей - врач-травматолог. Еду к нему, уговариваю наложить гипс на здоровую руку. В таком виде заявляюсь на площадку... Ура! Я «заработала» себе отпуск. Верите?..

С этого и завязался наш разговор.

- Катя, вчера вы еще раз обаяли и покорили всех - и я купился на вашу историю. Очень правдоподобно.

- Конечно, это шутка, выдумка, но мысли такие были...

- Это как-то связано с взаимоотношениями с режиссером и коллегами?

- Что вы! Я чувствовала себя прекрасно на съемочной площадке. Вообще, я была там одна из немногих женщин, и ко мне все относились настолько тепло, с такой любовью, нежностью и заботой, что я в мужском коллективе чувствовала себя очень комфортно. И потом, мои сцены в картине и были предназначены для передачи атмосферы тепла, которое объединяло и согревало всю нашу команду...

- Катя, съемки велись около двух лет. Менялись времена года. Всегда ли вам удавалось поспевать за натурой?

- К сожалению, нет. В фильме есть один эпизод, где я тороплюсь на электричку, на первую встречу с Сашей Беловым. Бегу через лес. Лето. Волосы забраны сзади, уши открыты. А съемки проводятся в конце ноября... Мороз! Снег! Лес выбрали сосновый, чтоб без листвы. Гримеры постоянно тонируют мои фиолетовые от холода уши... А Юра Райский (оператор фильма) предупреждает, наставляя: не дыши...

- А было ли на съемках что-то из ряда вон, но завязанное лично на вас?

- Да. Я открою вам тайну. Дело в том, что я не умею играть ни на одном музыкальном инструменте и, более того, не знаю нотной грамоты.

- Как же, а скрипка?

- Моя задача в картине была - всех обмануть. У нас в Щукинском училище была такая дисциплина, вернее, раздел, который назывался «Работа с предметом». Мне поставили руку. Держать смычок я училась очень долго. Держать спину, корпус и так далее. Изображать, как смычок плавает по струнам. Очень сложно было делать вибрато пальцами на грифе. А какие звуки при этом издавала скрипка - просто кошмар!

- И простодушные зрители ничего не заподозрили...

- Не только простодушные, но даже Спиваков и его скрипачи, да и сто других музыкантов из «живого» оркестра «Норд-Оста» были введены в заблуждение. А еще у меня была ассистентка Валечка, скрипачка. Было пошито специальное платье с застежкой на спине. Валя обнимала меня, просовывала руку в мой рукав, клала пальцы на гриф... Вот так мы и снимали крупные планы «моей» профессиональной игры на скрипке.

Однажды, когда съемки проводились в Большом зале консерватории, в массовке зрителями были студенты-музыканты. Валя посоветовала мне натереть смычок и струны мылом, так что скрипка при игре не издавала ни звука. А из динамиков лилась музыка маэстро Паганини в исполнении великого Когана. Зал был в замешательстве.

- Катя, а на традиционный вопрос - «творческие планы» - как бы вы ответили?

- Есть у меня задумка (смеется) с перспективой - хочу сняться в «Бригаде-II»...

Беседовал Александр ИПАТОВ